Меню

Задний тормоз велосипеда настройка



Как отрегулировать тормоза на велосипеде?

У профессиональных велосипедистов есть одна забавная, и очень меткая поговорка: «Важно уметь набрать скорость, но истинное мастерство — вовремя остановиться».

Как отрегулировать тормоза на велосипеде?

У профессиональных велосипедистов есть одна забавная, и очень меткая поговорка: «Важно уметь набрать скорость, но истинное мастерство — вовремя остановиться». И да, речь здесь идет конечно же о тормозах — это важнейшая составляющая любого транспортного средства, без которой садиться «за руль» вообще не разрешается. Правильно настроенные тормоза — гарант приятной поездки, четкого модулирования скорости и, конечно же, вашей личной безопасности. Ненастроенные или испорченные тормоза — гарант беды.

Именно поэтому так важно разобраться в этом деле самостоятельно — да, ваш мастер наверняка справится с любой проблемой, но необходимость в поднастройке тормозных колодок может возникнуть прямо во время поездки. И вам лучше позаботиться о своей осведомленности в этом вопросе заранее.

Предлагаем вашему вниманию полноценную инструкцию, как отрегулировать (настроить) тормоза на велосипеде. Прочитав все пункты статьи, вы без проблем справитесь с любой возникшей проблемой низкой или средней сложности — сложные операции, такие как разбор механизмов и замена внутренних комплектующих, все равно лучше проводить под присмотром профессионального мастера.

Шаг №1 — определяем тип тормозов

Тип тормозов, установленных на вашем байке, зависит прежде всего от вашего стиля езды. Разберемся на четких примерах.

  1. Ножные. Их устанавливают на самые простые модели городских, и почти на все прогулочные модели велосипедов, например, круизеры. Такие тормоза очень просты по своему строению, эффективны и надежны. Кроме того, что самое удивительное, ножные тормоза совершенно не нуждаются в регулировке. У них есть одна особенность: чем дольше ими пользуешься, тем большее нужно прилагать усилие для эффективного торможения. Это, по большому счету, единственная проблема, которая может возникнуть с такими тормозами, и решается она заменой внутренних колодок. Делать это должен мастер, самому разбирать тормоза не рекомендуется — есть риск потратить время зря, и нажить себе много нервов, после чего все равно придется обращаться к мастеру.
  2. Ободные. Их ставят на прогулочные байки, городские, дорожные, шоссейные, горные и даже на велосипеды для прыжков. Они очень просты по своей конструкции, эффективны, надежны, а главное — мало весят. То есть, несмотря на несущественное моральное устаревание, ободные тормоза продолжают использоваться во всем мире. Единственный их недостаток — при длительном использовании истощается обод колеса, что приводит к его разрушению. Дисковые тормоза выглядят следующим образом: две ручки на руле, принимающие усилие нажатия, система тросов, и два небольших механизма с колодками на каждом колесе — им сообщается усилие, после чего наступает выполнение эффективного действия, то есть торможение.
  3. Дисковые тормоза. Наиболее прогрессивны из всех существующих на сегодняшний день разновидностей, они во всем превосходят ободные, за исключением двух параметров — весят они больше, и требуют установки специального ротора на барабан, что делает невозможным монтаж, например, багажника. В целом, дисковые тормоза наиболее эффективные, именно их используют профессиональные райдеры — они позволяют максимально эффективно контролировать поездку. Поэтому на горные байки высокого уровня, а также на велосипеды для экстремальной езды ставят именно дисковые тормоза — придумать что-то эффективнее уже нельзя. За счет торможения через ротор, обод колеса нисколько не страдает, да и само состояние колеса нисколько не влияет на торможение. Последний минус дисковых тормозов в том, что они требуют от байка мощных спиц, потому что тормозящее усилие передается от ротора через спицы к колесу.

В рамках конкретной статьи, мы будем говорить об ободных и дисковых тормозах — это самые распространенные разновидности, к тому же они действительно нуждаются в регулярной настройке, чего нельзя сказать о ножном тормозе. Но перед этим мы определимся, как понять, что тормоза на вашем байке действительно нуждаются в настройке.

Когда действительно нужно регулировать тормоза

  1. Когда у вас появился новый байк. После установки новых комплектующих на велосипед, они нуждаются в обкатке, цель которой — определить состояние всех элементов велосипеда. За две-три поездки, вы наверняка поймете, нужно ли вам ослабить тормоза или наоборот, подтянуть их — все это определяется опытным путем. В 98 случаях из 100 новый байк нуждается в грамотной регулировке.
  2. Когда байк провисел на стене дольше месяца. Ну или простоял в гараже — одним словом, не использовался. Худший вариант, когда велосипед хранился при минусовой температуре — здесь уже обслуживать нужно будет не только колодки и тормозной механизм, но и трансмиссию.
  3. Когда при езде появились звуки, которых раньше не было. Это может быть как противный скрип, так весьма мерный гул, стук, свист, хрип — одним словом, что угодно, говорящее о состоявшейся поломке. И в большинстве случаев поломка сопряжена именно с тормозами.
  4. Когда эффективность торможения снизилась. Проявляться это может по-разному, например, при нажатии на рычаг велосипед тормозит не моментально, а с задержкой. Или так: после торможения ручка долгое время возвращается в исходное положение.
  5. Когда повреждения видно невооруженным глазом. Могут расслоиться или порваться тросики, разбиться ручка, треснуть колодка и так далее.

Теперь, изучив ситуации, в которых требуется настройка тормозов, перейдем непосредственно к делу.

Ободные

Всего существует три разновидности ободных тормозов:

Приблизительно в 80 случаях из 100 на велосипеде будут стоять ободные тормоза типа «вибрейк». Если вашему байку еще нет 10 лет, то вероятность сводится практически к ста процентам — это вибрейк. Такой тип ободного тормоза прост и дает максимальную мощность торможения. Говоря о настройке ободных тормозов, мы будем подразумевать именно вибрейки.

Читайте также:  Где хранятся настройки visual studio

Далее необходимо придерживаться строго порядка действий — приступаем к снятию тормоза.

  1. Аккуратно берем рубашку тросика, и извлекаем ее из держателя. Так осуществляется размыкание тормоза, необходимое для дальнейшего обслуживания.
  2. Откручиваем винт, крепящий тормозные рычаги с держателями к раме велосипеда.
  3. Открутив винты, и вынув рубашки, снимаем сами тормоза с руля.
  4. Четвертое действие выполняется только в том случае, если вы собираетесь работать с колодками — нужно открутить фиксирующие их винты. При этом откручивать нужно очень осторожны, четко запоминая последовательность всех вынутых шайб. С их помощью будет осуществляться регулировка, поэтому стоять они должны правильно.

Если вы открутили тормоза на колесах, то скорее всего вы собираетесь менять или обновлять колодки. Последнее делается в том случае, когда велосипед длительное время находился в холодном помещении или участвовал в серьезном заезде, где необходимо было много тормозить. Суть обновления заключается в том, что крайний слой резины попросту снимается, потому что становится слишком твердым, а от того совершенно непригодным.

Замена колодки осуществляется еще проще — просто удаляете старую резину, а на ее место ставите новую, по необходимости аккуратно подрезая ее канцелярским ножом. Если колодка картриджная, то просто меняет картридж.

Закончив с заменой колодки, перейдем к регулировке натяжения тросов. Тросы, вернее степень их натяжения, регулируют расстояние от колодки до обода колеса. Чтобы отрегулировать этот момент, нужно вращать специальный винт, расположенный на тормозной ручке. Делать это с тормозами нужно уже в собранном состоянии. Если же такая регулировка не помогает, придется откручивать фиксатор троса и укорачивать его, гораздо реже требуется незначительное удлинение. Чтобы открутить фиксатор понадобится шестигранник — сделать это просто, можете не переживать из-за возможных сложностей.

Далее необходимо отрегулировать положение и угол наклона колодки. Для этого нужно не снимать колес, иначе четко разместить колодку не получится. Занимаясь выравниванием, придерживайтесь трех простых правил.

  1. Колодки в любом случае должны находиться в плоскости обода. Выходить за его границы ни одна колодка не должна — это приведет к повреждению тормозов.
  2. Правильное расположение колодок — параллельно ободу. Такое положение должно сохраняться независимо от того, прикладываете вы усилие на рычаги торможения, или нет.
  3. По вектору вращения. Именно так колодки должны действовать на обода— если они действительно параллельны, то так оно и будет.

Проведя регулировку и настройку, вам нужно будет просто вернуть все винты на место, закрепить недокрученные фиксаторы, и проверить тормоза. Причем обратите внимание, проверять тормоза нужно обязательно как дома, так и в реальных условиях — после тест-драйва скорее всего понадобится поднастройка.

Регулировка дисковых тормозов

Прежде всего стоит проверить — не поврежден ли ротор. Если на нем есть сколы и лопнувшие участки, то никакая регулировка не поможет — тормоза все равно будут работать неправильно. В случае поврежденного ротора, его потребуется заменить.

Что касается типов дисковых тормозов, то они бывают механические и гидравлические. Последние ставят в основном на байки высокого уровня, потому что стоят они очень немало. Единственное, чем настройка дисковой гидравлики отличается от механики — работа с тормозной жидкостью. Перед зимой, например, ее нужно будет немного слить. Это поможет увеличить пространство для свободного хода колодки.

В дисковых тормозах чаще всего требуется регулировка угла прижатия колодки к ротору. Не забывайте, что прежде всего они должны быть строго параллельны друг другу.

Итак, тормозные колодки на дисковых тормозах расположены в калипере — это специальное устройство, которое закрепляется на раме и на вилке велосипеда при помощи адаптера. Для настройки калипера и колодок придерживайтесь следующего порядка действий.

  1. Возьмите колесо, и закрепите его в положении, которое вы будете использовать непосредственно для езды.
  2. Далее нужно посмотреть, как работает калипер, для этого следует совсем немного ослабить фиксирующие его винты.
  3. Теперь нужно понажимать на ручку тормоза, чтобы посмотреть, как калипер «ходит» и возвращается на место. Также не забудьте проверить зазоры.
  4. Затем останется подтянуть машинку, и поочередно закрепить винты — вот и вся настройка.

Также при настройке дисковых тормозов может понадобиться отрегулировать длину фиксирующих тросиков. Делается это аналогичным образом, как и в случае с ободными тормозами. Раскручивается крепление, затем тросик освобождается, укорачивается или удлиняется, крепление закручивается обратно.

Тест-драйв

После настройки тормозов вам понадобится полноценный тест-драйв. Если вы, скажем, решите сразу поехать на велосипеде на работу, то рискуете испортить себе поездку, подставив под угрозу собственную безопасность. Поэтому всегда после регулировки нужно взять с собой инструменты, и покататься на байке, чтобы определить, как работают тормоза в реальных условиях. Это единственный способ достичь уверенности в собственном велосипеде, которая так пригодится вам в долгом пути.

Итак, если у вашего байка установлен ножной тормоз, то регулировать его не нужно. Если ободной или дисковый, что гораздо вероятнее, то в статье поэтапно описан процесс настройки для каждого из случаев.

На деле, регулировка тормозов нужна не очень часто, зато она может встать вам «в копеечку», особенно если вы решитесь обратиться в профессиональный велосипедный салон. Поэтому умение самостоятельно настраивать тормоза — это не только удобно и полезно, но и хранит ваш бюджет от лишних статей расходов.

Источник

Как настроить и отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде

Множество райдеров, впервые сталкиваясь с гидравлическими или механическими дисковыми тормозами велосипеда, не знают, как их правильно настроить, отрегулировать или заменить расходные материалы. Многие считают, что их конструкция значительно сложнее, чем у тормозов типа V — brake , но это не совсем так. Технологически, хорошие дисковые тормоза велосипеда, особенно если они гидравлические, более совершенны, чем ви-брэйки, и значительно лучше справляются со своими задачами, но стоит помнить, что это не относиться к дешевым моделям механики. Дальше мы рассмотрим, как правильно установить и настроить дисковые тормоза самому в домашних условиях. Но начнем мы с конструктивных особенностей и отличий дисковой механики и гидравлики. А далее уже затронем все вышеперечисленные пункты.

Читайте также:  Темперация при настройке пианино

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Дисковые тормоза предназначены для торможения велосипеда путем преобразования кинетической энергии в тепловую посредством трения колодок о тормозной диск. Как говорилось ранее, дисковые тормоза велосипеда бывают механические и гидравлические. Принцип их действия одинаков, но присутствуют небольшие отличия в конструкции.

Дисковые механические тормоза велосипеда

Дисковая механика представляет из себя следующую конструкцию.

  1. Тормозная ручка. Устанавливается на руль (крепится при помощи хомута) велосипеда и предназначена для передачи усилия нажатия руки на тормозные колодки.
  2. Регулятор троса с контргайкой. Регулятор троса предназначен для изменения силы натяжения троса дисковых механических тормозов. Контргайка – для фиксации регулятора.
  3. Регулятор тормозной ручки. Позволяет регулировать расстояние от тормозной ручки до руля, тем самым дает возможность выставить комфортное положение непосредственно под длину пальцев велосипедиста.
  4. Рубашка троса. Служит для защиты троса от повреждений и загрязнений.
  5. Трос. Необходим для передачи движения тормозной рукояти на калипер тормозов.
  6. Фиксатор троса. Место куда крепится трос и зажимается фиксирующим болтом.
  7. Калипер. Механизм, который при натяжении троса приводит в действие тормозные колодки.
  8. Тормозные колодки. Представляют собой металлические площадки с нанесенным на них органическим или металлизированным веществом. Вставляются в калипер.
  9. Адаптер. Служит своеобразной прослойкой между калипером и рамой велосипеда.
  10. Ротор (тормозной диск). Устанавливается на втулку колеса.

Дисковые гидравлические тормоза велосипеда

Дисковая гидравлика очень похожа на механический аналог. Главное отличие, что сила, приложенная к тормозной ручке, передается на колодки не при помощи троса, а благодаря тормозной жидкости DOT4 (на тормозах Avid, Hayes, Helix) или минерального масла (на тормозах Shimano). Далее рассмотрим конструкцию гидравлических дисковых тормозов.

  1. Тормозная ручка. Приводит в действие поршень, который давит на тормозную жидкость.
  2. Регулятор тормозной ручки. Как и у дисковой механики предназначен для регулировки положения рукояти относительно руля.
  3. Мастер-цилиндр. Он состоит из нескольких деталей. Расширительный резервуар с крышкой, служит в качестве хранилища тормозной жидкости. Крышка используется при заполнении и прокачке тормозов. Внутри также находится поршень с манжетой и возвратная пружина.
  4. Гидролиния. Представляет собой прочный шланг, который соединяет между собой мастер-цилиндр и калипер.
  5. Калипер. Механизм, который при появлении давления в гидролинии приводит в действие поршни, толкающие тормозные колодки.
  6. Тормозные колодки. Служат для преобразования силы трения в тепловую энергию, тем самым останавливая велосипед.
  7. Адаптер. Деталь, при помощи которой калипер тормозной системы устанавливается на вилку или раму велосипеда.
  8. Ротор. Представляет собой перфорированный металлический диск, о который, при нажатии ручки, трутся колодки.

Что желательно сделать перед регулировкой тормозов

Если требуется настройка дисковых тормозов, которые уже были некоторое время в эксплуатации, то перед выполнением регулировки желательно произвести следующие подготовительные работы:

Проверить ротор

Первым делом откручиваем ротор тормозов от втулки и проверяем его на наличие деформации. Это можно сделать, положив его на ровную поверхность (стекло, зеркало и др.) и произвести осмотр. Если ротор неплотно прилегает, то перед настройкой дисковых тормозов следует его выровнять. Если деформация незначительна, то данную операцию можно произвести при настройке тормозов.

Проверить колодки

Снимаем тормозные колодки. Для этого находим расширение на калипере и проворачиваем за язычок каждую колодку по очереди. Если все сделано правильно, то демонтировать их не составит труда. Далее производим визуальный осмотр поверхности на наличие сколов. В случае сильных повреждений или износа колодку следует заменить.

Проверить состояние тросиков и рубашек

Данный пункт предназначен исключительно для механики. Перед регулировкой механических дисковых тормозов велосипеда следует тщательно проверить состояние тросиков и рубашек. Если трос имеет повреждения, а именно, если он распушился, наблюдаются разорванные отдельные волокна, то следует в обязательном порядке его заменить. Не важно, меняется трос или нет, его, перед настройкой тормоза, необходимо смазать. Так же осматриваем рубашку троса. Если на ней видны трещины или разрывы, то лучше ее заменить.

Проверить состояние гидролинии на предмет утечек

Данный пункт предназначен исключительно для гидравлики. Перед регулировкой гидравлических дисковых тормозов велосипеда произведите осмотр гидролинии на предмет повреждений (желательна ее замена, даже если повреждение незначительное), а также проверьте отсутствие протечек масла/тормозной жидкости по местам соединения гидролинии с калипером и мастер-цилиндром. Еще одно место, откуда может травить тормозную жидкость – шток, идущий от ручки тормозов на поршень (если прохудились манжеты). Ну, и сняв тормозные колодки, проверьте отсутствие утечек на калипере.

Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора

В процессе езды на велосипеде, со временем, на роторе и тормозных колодках скапливаются грязь и масло, которые ухудшают эффективность торможения дисковой механики или гидравлики. Поэтому перед настройкой дисковых тормозов следует ее с этих поверхностей удалить. Для этого можно использовать мелкую наждачку. Снимаем ротор с колеса и круговыми движениями очищаем поверхность с обеих сторон. Ту же операцию производим с колодками (естественно с одной стороны). Сильно не усердствуйте, достаточно снять тонкий слой. После того как вы выполнили данную процедуру постарайтесь не прикасаться руками или жирными предметами к колодкам и ротору.

Проверить правильность установки колеса

Определяем правильно ли установлено колесо. Оно должно быть четко перпендикулярно земле, не перекашиваясь в сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (держа велосипед ровно), затягиваем эксцентрик.

Как установить новый дисковый механический тормоз

  1. Закрепляем тормозную рукоять на руле таким образом, чтобы она лежала в одной плоскости с вашим предплечьем. В случае необходимости, настраиваем расстояние от ручки до грипсы, при котором, взявшись за руль всей рукой, вы смогли бы нормально дотягиваться до нее указательным пальцем.
  2. Устанавливаем адаптер на раму и закручиваем болты до полной затяжки, поочередно подтягивая каждый болт.
  3. Продеваем трос с рубашкой таким образом, чтобы он совпадал с местами его фиксации к раме.
  4. Вставляем трос в специальную прорезь на тормозной рукояти и заправляем рубашку. Обратите внимание, что при установке нового троса регулировка натяжения на тормозной рукоятке должна быть закручена полностью минус 1-1,5 оборота.
  5. Положение регулировки натяжения троса на калипере выставляем аналогично тормозной рукояти. Продеваем трос в отверстие на калипере, заводим в паз фиксатора троса и, натягивая, зажимаем фиксирующий болт.
  6. После этого надеваем на кончик троса оконцеватель и обжимаем его. Это необходимо чтобы трос не распушивался.
  7. Далее приступаем к регулировке, которая описана ниже.
Читайте также:  Настройка ip камеры microdigital

Как настроить дисковые механические тормоза велосипеда

Настройку дисковой механики требуется производить: после установки новых колодок, тросика, ротора или других компонентов тормоза; в случае, когда ротор трет о колодки; когда требуется устранить большой ход тормозной рукояти и т.д.

  1. Проверяем обтяжку болтовых соединений на местах крепления адаптера к раме и ротора к втулке.
  2. Послабляем контргайку и закручиваем регулировку натяжения троса на руле до упора минус 1-1,5 оборота. После чего затягиваем контргайку. Тоже делаем и на регулировке, которая находится на калипере. Далее откручиваем фиксатор троса, и, натягивая тросик рукой, затягиваем болт фиксатора обратно. (Если вы уже проделывали данные операции при установке нового тормоза, то повторно эти действия производить не нужно).
  3. Ослабляем болты, которые крепят машинку к адаптеру (для более простой настройки можно снять ее полностью).
  4. Настраиваем положение неподвижной (статической) и подвижной колодки. Цель данной процедуры – добиться равноудаленного положения колодок от центра прорези калипера, чтобы между ними мог поместиться ротор с минимальными зазорами. Для настройки неподвижной колодки ослабляем контргайку (если она есть), и вращаем болт, который регулирует ее положение. Чтобы настроить подвижную – вращаем регулировку натяжения троса на калипере. После того как расстояние выставлено, закручиваем фиксатор статической колодки. Если для данной процедуры вы снимали машинку, то следует установить ее на место, но не затягивать крепежные болты.
  5. Выставляем правильное положение калипера относительно тормозного диска. Для этого болты, которые крепят его к адаптеру, должны быть послаблены, чтобы он мог относительно легко ходить влево и вправо. Нажимаем на тормозную ручку до упора и фиксируем ее при помощи изоленты, проволоки, веревки или других подручных средств. Далее слегка пошевелив рукой калипер, прикручиваем его к адаптеру, поочередно подтягивая болты.
  6. После выполнения вышеперечисленных операций в 80% случаев ротор будет шоркать о колоду (-и). Определяем, какую из них он цепляет, и подстраиваем расстояние регулировкой натяжения троса на калипере (в случае трения о подвижную колодку) или, вращая болт (если трется о статическую). Зазор с обеих сторон должен быть минимальным, при котором ротор не задевает колодки.

Подробный процесс настройки дисковых механических тормозов вы можете посмотреть на данном видео.

Бывают случаи, что после настройки дисковых механических тормозов велосипеда ротор «чиркает» о колодки в одном (или нескольких) местах. Это говорит о том, что он у вас слегка деформирован. В этом случае требуется его выровнять. Выполнить это можно прямо на велосипеде не снимая ротор. Определяем место, где он задевает колодки, медленно вращая колесо. Обращаем внимание, в какую сторону деформирован ротор. Затем, проворачиваем данный участок, чтобы к нему появился доступ, и выгибаем его в противоположенную сторону от места трения. Будьте осторожны, чтобы не сделать еще хуже. Не следует давить на ротор очень сильно. Лучше несколько раз повторить данную операцию плавно добавляя усилие нажатия.

Как отрегулировать дисковые гидравлические тормоза

Хотя гидравлические тормоза и называют самонастраиваемыми, но все же иногда можно заметить шорохи или скрипы которые они издают в процессе торможения. В этом случае следует выполнить настройку дисковой гидравлики велосипеда. Также подобная процедура необходима на новом велосипеде, если тормоза были выставлены неправильно с завода.

  1. Слегка откручиваем болты, которые фиксируют калипер на адаптере.
  2. Зажимаем тормозную рукоять и фиксируем ее при помощи изоленты, веревки или другого подручного материала.
  3. Смотрим на то, чтобы ротор был четко посредине прорези калипера, а тормозные колодки выдвинуты одинаково с обеих сторон. Если это не так, то можно слегка надавливая на ротор с нужной стороны выставить его положение. За счет надавливаний тормозная жидкость будет равномерно перераспределяться между поршнями.
  4. После этого затягиваем болты крепления и снимаем изоленту с тормозной рукояти.

После того как вы настроили дисковые гидравлические тормоза следует крутнуть колесо и проверить отсутствие трения. Если вы наблюдаете прерывистое шорканье, то это сигнал, что у вас слегка погнут ротор. Для устранения данной неисправности следует определить место трения, и с какой стороны колодки цепляют ротор. После чего повернуть трущийся участок на 180 градусов от калипера и легонько надавить в противоположенную сторону. Следует это делать предельно аккуратно за несколько заходов, с каждым из которых добавлять усилие до полного исчезновения трения.

Настройка дисковых гидравлических тормозов показана на видео ниже.

Заключение

Как оказалось, настройка дисковых механических и гидравлических тормозов велосипеда в домашних условиях не такая уж и сложная работа. Главное выполнять ее аккуратно и не торопясь. Помните, что правильно отрегулированные тормоза не только обеспечивают комфортную езду на велосипеде, но и отвечают за безопасность велосипедиста, и окружающих его людей.

Источник

Adblock
detector