Меню

Reaper настройка midi клавиатуры



Вопрос-ответ

Я не слышу никаких звуков или MIDI не проигрывается

Есть 2 способа это поправить. Чтобы слышать воспроизведение MIDI, надо иметь всегда MIDI инструмент, такой как миди-клавиатура или встроенный синтезатор. Идите в меню Options | MIDI devices. Если нет никаких миди-устройств в данном диалоге, или вы видите только “Microsoft MIDI mapper”, то у вас 2 варианта решения проблемы:

1) Идем в Options | Audio | Advanced. Выбираем «Always Use MME Interface» (или меняем режим драйвера на MME-32bit). Далее выбираем OK. Перегрузите программу и позвольте Wave Profiler протестировать ваше аудио устройство. Идем обратно к Options | MIDI devices. Теперь видим “Microsoft GS Wavetable S/W synth” в колоне Outputs. Выбираем новое устройство и кликаем ОК.
2) Если ваша звуковая карта поддерживает WDM или ASIO драйвера, то вы можете использовать DXI или VST плагины как ваш синтезатор. Идем во View | Synth Rack и добавляем один из «синтов» из списка. Чтобы слышать аудио-воспроизведение:Для начала кликнем на Options | Audio и главную закладку. Если «Playback Timing Master» выставлен как «None», кликните на нижнюю стрелку и выберите драйвер. Если не будет присутствовать выбор драйверов, то идите к закладке драйверов и убедитесь, что ваши драйверы выделены и выбраны во входах и выходах аудио. После этого вам надо перезапустить программу и проверить снова функцию «Playback Timing Master».
Если вы используете аудио интерфейс, который соединяется посредством USB, Firewire, вам надо подключать колонки или наушники напрямую к вашему выносному устройству в гнездо “Output”.

Источник

Подключение и запись midi клавиатуры

В этом уроке мы продолжаем изучать midi в программе Reaper и в частности мы выясним сегодня как подключить миди клавиатуру (в т.ч. виртуальную) — к определенной дорожке, научимся записывать с нее и обрабатывать (quantize), а также немного поговорим про миди каналы и о том, как их можно использовать в миди. Также научимся назначать кнопки транспорта миди клавиатуры — соответствующим командам транспорта рипера. Ну и в качестве бонусов: режимы записи midi, запись выделенного фрагмента и т.д. Урок интересный получился, надеюсь он вам придется по вкусу.

В этом видеоуроке:
В этом видео:
1. Midi-клавиатура: входы — выходы
2. Как подключить миди клавиатуру к Reaper
3. Виртуальная миди-клавиатура
4. Подключение миди клавиатуры к определенной дорожке
5. Запись с виртуальной миди клавиатуры
6. Миди каналы — возможности
7. Режимы записи: поверх объекта, замена и т.д.
8. Запись определенного выделенного фрагмента
9. Два такта клика перед записью
10. Жалкие попытки пианирования
11. Назначение кнопок на миди клавиатуре — командам транспорта в рипере
12. Функция Quantize — выравнивание
13. Quantize сразу во время записи

Текст урока

Сегодня мы продолжим ваять наш с вами гениальный трек и изучать программу Reaper и в частности – работу с midi. Сегодня мы будем активно придумывать какую-то партию, возможно у нас появится куча рифов из которых в последствии нам надо будет выбрать лучшие. Ну а пока — подключаем миди клавиатуру. Она у меня включена уже, ну кто не знает – давайте расскажу.

Короче, подключаете клаву к компу, будь она управляемая по USB или MIDI (у меня лично по midi работает, с usb вечные глюки происходят, одолели уже). Миди вход выглядит вот так, и для него необходим соответствующий пятижильный миди шнур. Но не спешите, важно, чтобы у вас в карте был вход для миди. Помниться в карте типа Sound Blaster Live миди можно было подключить через game port, в остальных случаях, при покупке карты, например если вы планируете все-таки работать с миди устройствами (хотя это конечно же не обязательное условие и я кучу всяких своих альбомов совершенно спокойно натыкал мышкой и нормально чувствую себя) – просто в рипере (если сравнивать с тем же fruity loops) не очень удобно реализована работа с виртуальной миди клавиатурой. Ну тут причина не в том, что рипер плохой, а просто рипер — это программа для мультиканальной записи и постпродашина, т.е. это глобальная система, а фрукты – это замечательный и гиперпродвинутый секвенсор, но сводить во фруктах на сегодняшний день я не стал бы, да и сами фрутилупсы позиционируют себя как секвенсор. Хотя опять же догмы делать из этого не надо, я просто говорю, что для сведения обычно используют мультиканальные редакторы. Дык вот.

Подключили миди клавиатуру, все, драйвера поставили для нее, если они были (ну, чтобы вы понимали, обычно миди клавиатуры – это вещь сродни обычной клавиатуре, только там есть чувствительность силы нажатия на клавиши и разные крутилки ещё). Теперь надо подключить миди клаву к риперу. Как?! А вот как — в девайсах – заходим в опции (ctrl p), есть раздел Midi-devices (миди устройства) и здесь значит должны отобразиться все подключенные к вашему компу миди приборы. Как вы видите, здесь есть как миди входы (т.е. грубо говоря, представьте себе отверстие в компе, через которую миди ноты с вашей клавы будут – входить к вам в рипер, объясняю для школьников в чем разница входа и выхода), так и миди выходы, которые вам сейчас не нужны. Т.е. вы можете подключить как бы по миди внешний какой-то синтезатор к примеру и проигрывая миди в рипере, указав на этой дорожке вот этот выход – через миди шнур направлять миди команды прямо на этот синтезатор и играть собсно его звуками. Ну это другая тема и ненужная нам. У меня клава подключена просто в миди вход карты и поэтому я здесь его (этот вход) собсно и вижу. Включается клава элементарно – находите ее тут в списке и два раза по ней кликаете, далее ставите две галочки на Enable input from this device (всасывать входы с этого устройства) и Enable input for control messages (также разрешить входить сигналам на различные контроллеры, крутилки в программе). Вот и все. Окей, окей. Миди клава подключена.

Читайте также:  Настройки переключаемой графики интел

Если у вас нет миди клавы – вы включаете виртуальная миди клавиатуру, нажимаете Alt B. Для нее драйвера не нужны. Так. Теперь надо дать риперу знать, в какую дорожку вы будете записывать миди. Это делается во входах дорожек – вот здесь. Здесь, как вы видите, есть как аудио входы, так и миди. Вот у меня как вы видите есть 2 аудио входа (на одном у меня микрофон, на другом – линия), и вот миди входы. Это миди вход с моей карты, о которой мы говорили в настройках миди двевайсов, и как вы видите мы можем ловить 16 каналов входа. А сейчас мы используем входы со всех каналов. Ну как вы догодались – это входы с виртуальной миди клавиатуры, та же история. А это – использовать все миди входы, сколько бы у вас их не было. Ну давайте чуть покажу на примере виртуальной миди клавиатуры. Ставим ее во входах. Так alt B – но она у нас не фурычит, почему? Потому, что нам необходимо отметить трек как записываемый (что мы будем писать именно на эту дорожку) и включить кнопку мониторинга (т.е. для того, чтобы слышать что мы играем). И вот все работает (кликаю мышкой).

Кто не знает – что такое виртуальная миди клавиатура – она дает нам возможность пользоваться обычной клавиатурой — как мидюшной (как-раз по буквенным клавишам тут помещается две октавы). Т.е. нажимаем на клавиши и миди сигналы у нас идут. С нее естественно можно записывать партии, нажав кнопку записи (или ctrl R). Так. Для того, чтобы у меня была минимальная задержка на клавиатуре, я выставляю себе ее 128 – мне этого вполне хватит на первых порах, такая задержка особо не заметна.

Ну и давайте, что тут есть в миди клавиатуре. Сейчас все пляшет у нас от ноты С4, но вот если мы кликнем правой кнопкой на C3, то все понизится у нас на октаву. Т.е. таким образом мы как бы определяем ключевую ноту от которой пляшем. Также это можно делать стрелками, если у нас стоит тут галочка (arrow keys change octave / channel – клавиши стрелок меняют октавы / каналы). Т.е. вверх вниз – меняет каналы, вправо влево – октавы. С этим понятно.

Далее. Естественно, виртуальная миди клава работает когда она активна, т.е. когда эта панель выбрана. Во всех остальных случаях — на буквах клавиатуры естественно будут фунциклировать многочисленные горячие клавиши рипера. Это может оказаться вам не удобным и для этого здесь есть опция – по правой кнопке – Send All Keyboard Input to Virtual MIDI keyboard – посылать все команды с клавиш клавиатуры – на виртуальную. Вот когда мы эту галочку поставили – вот уже у нас все работает не смотря на то — активно у нас окно или нет. Понятно с этим.

ЕЩЕ РАЗ ПРО КАНАЛЫ

Повторюсь, для чего нужны каналы. Каналы в формате миди – это дорожки, как в рипере. Всего их может быть 16, а это значит, что если вы пишите песню в формате mid, вы можете использовать не более 16 инструментов – соответственно на каждый канал. Есть способы расширения с помошью портов, но это другая тема. На 10-м канале в формате General MIDI – обычно находятся ударные инструменты.

Для чего эти каналы в рипере тут повсюду. Смотрите. Вы можете на одну дорожку записать сразу несколько каналов. Вот так. А теперь сразу поставим второй канал. Вот так. Потом, зайдя в Piano Roll — редактировать эти ноты отдельно с помощью фильтра (о котором мы говорили в прошлом видео), отображать только второй или только первый каналы. А далее, в том же самом контакте, вы можете добавить новый инструмент (ну вот откроем тот же синтюк, только поставем на нем реверб жосский) и поставим ему здесь использовать 2-ой канал. Он теперь будет всасывать с дорожки уже то, что вы натыкали для второго канала. Понятно? Но я, обычно, так не ухищряюсь и делаю отдельные инструменты на отдельных дорожках, потому как у меня достаточно мощный комп. Это просто информация для вас, для чего тут везде эти каналы и что к чему. Ну тут как бы более такой организованный метод, ресурсоэкономиченый что ли (т.е. можно использовать один инструмент контакт например с кучей в нем разных инструментов, чем создавать много дорог и в каждую грузить отдельный контакт) Я просто сейчас не буду говорить про мультиканальность плагина, т.е. вот тут эти инструменты можно направлять на разные дорожки в рипере, тут вот указываете в какие каналы это слать, далее в матрице указываете количество выходов с плагина и далее с этого нашего трека рассылаете уже сендами эти каналы с инструментами на разные дорожки. Ну короче, об этом мы обязательно поговорим буквально в следующем уроке. Просто говорю, чтобы вы поняли широкие возможности такого метода.

Читайте также:  Dd wrt настройка клиента с мостом

РЕЖИМЫ ЗАПИСИ

Что еще важно вам рассказать на данном этапе, учитывая то, что мы собрались записывать миди. Вот смотрите, если мы захотим что-то записать поверх этой партии, ну вот скажем вторым каналом. К примеру, мы хотим сразу на одной дорожке юзать несколько инструментов, записать сразу поверх того, что уже есть. Видите, автоматом создается новый тэйк, тобишь дубль. (выбираю и тот и тот). И это не то, что нам нужно. А вот как записать прямо сюда поверх всего? Дык вот есть в рипере 5 различных режимов записи миди. Не пугайтесь – все очень просто.

Выбираются они – правой кнопкой на кнопке включения записи. собсно Record Input – записывает вход, все что появляется на пути записи – создает новый дубль, никаких перекрытий. Второй – midi overdub in existing items – запись наложится сверху того, что тут уже есть, прямо в этом же объекте, не создавая дублей. Вот так. Это вот то, про что мы говорили. Это удобно, например когда вы пишите барабаны с рук, т.е. вначале пишите бочку / рабочий, затем опять нажимаете запись сначала и уже поверх пишите тарелки. Удобно.

Третий режим — Record MIDI replace in selected items – при нем не будет создаваться новый тэйк (дубль), а просто ноты будут писаться в этот же объект стирая при этом предыдущие. Т.е. это такой же режим как и первый, только без дублей. Удобно когда вам надо переписать какой-то фрагмент в одном объекте. Вот так. А вот еще что расскажу прямо на этом примере.. вы можете переписать, допустим, только выделенный фрагмент и больше ничего. Давайте, к примеру, выделим его вот так – вот только тут мы хотим переписать, а дальше – нет.

Смотрите, вот если нажать правой кнопкой на кнопке записи – тут есть три метода записи. Так, расслабьте мозг, все очень просто. Первый режим – нормальный, как положено. Пишем везде и всегда, плевать на все. Второй – рипер говорит вам «я буду писать только в том месте, где вы, дорогой мой, выделили. А в других местах – не буду, и не просите. Анука попробуем, только надо отключить луп, а то будем до бесконечности этот участок переписывать. Хах – круто?! Ну вот и радуйтесь полученной информации. Естественно, это все также касается и записи аудио.

Далее, по режимам наложения записываемых миди ноток. Record MIDI touch/replace in selected items – при этом режиме вы будете писать все поверх, но будут переписываться нотки только во время которых вы играете, все остальные останутся на месте. Смотрите. Т.е. где я ткнул – там старая нота удалилась. Ну понятно. Про остальные режимы пока не буду вас грузить, этого хватит пока что.

Так. Ну давайте же что-то все-таки пробовать писать и так как я пишу с миди клавиатуры, мне хотелось бы иметь клик и причем 2 клика заранее. Чтобы я имел время приготовится. Я — правой кнопкой по метроному и ставлю тут Count in Before recording (т.е. отсчитывать до записи). Теперь нажав record – я услышу сначала 2 такта счета, а уже только потом пойдет запись. Что удобно в данном случае.

Еще один бонус. Для того чтобы записывать с миди клавиатуры не отрываясь на клаву, я делаю что. У меня есть на миди клаве кнопки транспорта, в том числе и record, стоп, play и назад. Я их могу назначить напрямую в рипер, чтобы управлять с миди клавиатуры. Этот способ я прочитал на сайте reaper.revizer.ru – наверное самый продвинутый сайт по риперу в России, всем его рекомендую и лично благодарю revizera за это дело. Там же, кстати вы можете скачать русский мануал к риперу.

Читайте также:  Huawei hg8245h настройка скорости

Так вот есть тут у нас вкладочка Actions – Show Action List – здесь имеются совершенно все операции рипера, в том числе запись, проигрывание и т.д. Вы можете найти нужные вам с помощью фильтра (например Record) или найти по сочетанию клавиш. Например, Пробел – это play. Так вот. Давайте теперь назначим этим кнопкам – кнопки с миди. Выделяем команду record, щелкаем add (добавить) и тут вы можете добавить как сочетание клавиш, так и разные миди контроллеры (выносные крутилки, управляемые через MIDI). Я нажимаю у себя на миди-клаве record и вуаля! Моя кнопка работает. Она как включает запись так и отключает. А вот к примеру функция которая по окончании записи удалит все записанное (если у вас что-то не получилось). Я назначу ей свою клавишу stop, так как сама кнопка рекорд у меня и начинает останавливает запись. Также назначу play и rewind. И вот теперь я, как барин, могу, не отрываясь от миди клавиатуры, записывать рифы.

Так приде тся мне все это разгрести и выбрать наиболее хорошие кусочки. Я их аккуратненько вырежу и положу неподалеку, чтобы ждали своего звёздного часа. Не буду вас особо этим процессом грузить, перемотаю.

Ну вот есть некоторые удачные, на мой взгляд, кусочки и давайте посмотрим — чо там внутри.

QUANTIZE

И как вы видите – нотки стоят немного кривовато. Поэтому сейчас давайте их отквантазируем, т.е. применим функцию quantize. Что это за функция – а вто что! Она постарается выровнять наши нотки по сетке. В этом и заключается суть квантазирования или говоря по-русски – выравнивания. Для этого нам надо выделить все нотки и нажать вот эту волшебную кнопочку. Здесь вам предлагается либо выравнивать используя настройки вашей сетки, либо ручные. Сила притягивания за уши находится здесь, а так как я противник 100%-ой привязки, я никогда не делаю на 100. И вообще не пользуюс квантайзом, в очень редких случаях. Почему, спросите вы? Потому что во-первых в реальной жизни вы вряд ли услышите 100% совпадение (т.е. в любом случае это будет неестественно), а во вторых если это и произойдет, то один из совпадающих инструментов рискует исчезнуть. Те кто занимался на барабанах с метрономом меня сейчас понимают, если играть четко в клик, при попадании 1 в 1 один удар исчезает. То же самое и с выравниванием. Старайтесь не привязываться сильно к сетке. Ровные записи слушать не интересно. Ну мне по крайней мере.

Тот же самый свинг тут включается. Указываете сколько надо присвинговывать относительно этой сетки. Далее. Позволять двигать ноты влево, вправо, обрезать и растягивать. Временно отключить квантайз можно тут — bypass. Я обычно квантазирую все мышкой вручную. Так более детально можно подойти к длительностям и т.п. Не щебнем же торгуем в конце концов, надо делать как на всю жизнь.

В качестве еще одного бонуса, хотел бы показать как записывать с миди клавиатуры и сразу квантазировать записываемую партию. На записываемой дорожке нажмите на in и там есть пункт track recording settings — «настройки записи для трека», т.е. для всего того, что будет туда записываться. И тут как вы видите есть опция квантазирования миди относительно сетки. Т.е. выставляя эти настройки здесь, все что вы пишите – все будет выравниваться автоматически в соответствии с указанными настройками квантайза. Здесь же, как вы видите, можно и указать формат обычной записи wav.

Так, вернемся к мухам. Ну вот. Вроде что-то есть у нас, много дырок. Кстати, так как партия басовая, я спецухой ставил ноты между предполагаемых бочек – это делается обычно для того, чтобы избежать в последствии геморроя с перекрытием низов (низких частот). Есть также множество приемов борьбы с этим, в т.ч. прием сайдчейн, но про все это я чуть позже расскажу уже когда будем работать со звуком.

Ну, звучит пока сыровато, но потенциал уже слышен. Очень важно слышать все что вы делаете чуть дальше, т.е. мысленно представлять – как это может звучать. Остальное дело уже за обработками и тем, как вы этот риф организуете со стороны других инструментов. Но образ вы должны себе немного представлять. В данный момент у нас получилась жосская басовая партия. Кто-то возможно скажет, что это попсовый подход, бас как у кого-нибудь там и я с вами соглашусь. Но переживаю за исход нашей затеи, потому как повторюсь не знаю чем это все у нас закончится. В любом случае, я планирую засесть за новые альбомы TWIW, Lifeform и барсума и осуществить это в виде видео, ну как вы понимаете времени на объяснения уже не будет, а потому многим пригодятся именно эти видеоуроки.

Источник

Adblock
detector