Меню

Приборы для настройки язычковых инструментов



Прибор для настройки инструментов. Настройка язычковых инструментов. История появления и развития

Звук камертона помогает настраивать музыкальные инструменты, что позволяет правильно на них играть. Можно, конечно, положиться на собственный слух, но надежнее будет перепроверить.

О музыкальных инструментах

Потребность в творчестве появилась у людей очень давно. Так начали появляться и первые музыкальные инструменты. Разумеется, поначалу они были крайне примитивными, но со временем усложнялись. И в какой-то момент оказалось, что для удобства их нужно привести к некоему стандарту, особенно если они имеют разную конструкцию. Так появилась потребность в универсальной точке отсчета. Зная одну ноту, можно выстроить и остальные, но откуда же ее взять? В поисках решения этой проблемы и был изобретен прибор, который иногда тоже относят к музыкальным инструментам. Без него нельзя обойтись, если нужна настройка пианино или рояля, так что замену найти нелегко.

Что такое камертон?

Те, у кого есть дома пианино, иногда вызывают настройщика, чтобы убедиться, что инструмент не фальшивит. И тогда можно увидеть в руках мастера странную изогнутую палочку. На самом деле это приспособление может выглядеть по-разному, но его назначение всегда одно и то же. Камертон — это прибор, издающий ноту «ля» первой октавы. Ориентируясь на этот звук, можно выстроить и все остальные ноты.

У каждого музыкального инструмента есть свои особенности и принцип работы. Есть и факторы, нарушающие правильное функционирование — для медных духовых и струнных это может быть неаккуратное перемещение, резкие перепады температуры и т. д. Поэтому камертон — это незаменимая для каждого музыканта вещь, которая позволяет быстро привести все в порядок. Неудивительно, что он был изобретен, ведь в нем так сильно нуждались. Это дало толчок к развитию идей исполнения одних и тех же произведений большим количеством самых разных музыкальных инструментов, ведь теперь несложно было гармонизировать их звучание.

Кстати, «камертон» — это немецкое слово, хоть оно означает и не совсем то. Оно переводится как «комнатный звук», а музыкальный инструмент, о котором идет речь, в Германии называют Stimmgabel.

История появления и развития

Впервые камертон был изобретен английским придворным музыкантом Джоном Шором. Он был трубачом и, очевидно, хорошо понимал законы физики, в частности акустику. Частота колебаний пластины для ноты «ля» в тот момент составляла 119,9 Герц. Так появился камертон. Фото старых экземпляров очень интересны, потому что сегодня нечасто встретишь такое приспособление в жизни. Он выглядел как двузубая металлическая вилка, которой нужно было ударять обо что-то, чтобы она начала издавать звук.

Со временем облик камертона менялся, появились разновидности с деревянной коробочкой, выполняющей функцию резонатора. Кроме того, постепенно росла частота колебаний прибора. Сегодня для ноты «ля» первой октавы она составляет 440 Герц.

Современные разновидности

Сегодня музыканты могут выбрать из огромного количества камертонов. Они могут быть выполнены в виде металлической вилки, дудочки или свистка. Еще они могут издавать звуки разной высоты, наиболее популярными являются «ля», «ми» и «до». Иногда это даже несколько тонов за раз — такие приборы часто используют гитаристы и скрипачи, поскольку классический строй для каждого из этих инструментов един.

Помимо этого, в последние годы появилось большое количество электронных камертонов, которые называют тюнерами, и приложений и сайтов на эту тему. Так что современному музыканту сложно не суметь настроить свой музыкальный инструмент — всегда будет возможность оттолкнуться от основного тона. Кстати, камертон — это серьезное подспорье для хора, особенно если пение происходит без музыки — «а капелла». Певцы в данном случае ориентируются на звук стандартного тона, но не забывают и о сочетаемости своих голосов.

Для каждой конкретной цели есть свой камертон. Для гитары он может содержать все шесть нот для открытых струн, для скрипки и виолончели — четыре и т. д. Это значительно облегчает процесс настройки. Но как бы он ни выглядел и для чего бы ни был предназначен — в любом случае камертон работает в соответствии с законами физики.

Принцип работы

Вероятно, большинство из школьного курса физики помнит о том, что звуки вызываются колебаниями. И данный случай, разумеется, не исключение. Камертон для гитары, пианино или любого другого инструмента работает по одному принципу — какое-то действие приводит в движение пластину. Она в свою очередь колеблется и издает тон той или иной высоты. Прибор создает гармонические волны, и это значит, что получаемый звук камертона оказывается очень чистым. Кроме того, на него не влияет температура окружающей среды.

Кстати, большая часть камертонов довольно компактны, и этому тоже есть физическая причина. Дело в том, что, чем он больше, тем более низкий звук он издает, даже если остальные параметры одинаковы.

Особые виды

Есть еще одна разновидность камертонов, которую важно не путать с остальными, поскольку они используются в совершенно других случаях. Речь идет про камертон медицинский, который нужен врачам-отоларингологам, ортопедам и неврологам, чтобы изучить особенности проводимости звуков по костям пациента.

Этот прибор также служит для определения реакции на вибрацию. С его помощью можно выявить такие заболевания, как паллистезия или полинейропатия, возникающая, например, при сахарном диабете. Этот прибор назван камертоном не только за похожую наружность, но и, разумеется, за аналогичный принцип работы.

В переносном смысле это слово также употребляется, например, психологами. Они иногда предлагают своим пациентам найти «внутренний камертон», то есть стержень, опору, основу личности.

В симфонических оркестрах, где количество самых разных музыкальных инструментов просто огромно, камертон — это не такой уж и частый гость. Обычно настройка происходит в соответствии с гобоем — на его звук не влияет почти ничто. Однако если в выступлении используется рояль, то сначала его настраивают в соответствии с камертоном, а уже по нему регулируются остальные инструменты. Даже если произойдет какая-то ошибка, весь оркестр будет звучать гармонично, и, возможно, зрители даже не заметят недочета.

Настройка гитары

Этот музыкальный инструмент остается крайне распространенным среди тех, кто не занимается исполнительской деятельностью профессионально. Разумеется, это классическая шестиструнная гитара. Когда она новая или на ней недавно были заменены струны, настраивать ее приходится частенько. Да и позднее, после неаккуратного перемещения и в результате перепадов температуры, может понадобиться коррекция ее звучания.

Если под рукой есть специальный камертон для гитары, задача серьезно упрощается, ведь каждая издаваемая нота соответствует отдельной струне. Но если в распоряжении имеется лишь классическая разновидность, придется немного потрудиться и напрячь свой слух. Звук, издаваемый камертоном, должен соответствовать тону первой струны, зажатой на пятом ладу. Когда это будет достигнуто, можно продолжить. Для этого каждая последующая струна зажимается на пятом ладу настраивается в унисон с предыдущей. Это несложно, но требует определенной практики. Исключение составляет лишь третья, для которой используется третий лад.

Кстати, если в распоряжении гитариста нет камертона, то можно послушать обычные телефонные гудки, они тоже соответствуют ноте «ля». Самостоятельно можно также регулировать струны скрипки, виолончели и подобных им инструментов. Ну а настройка пианино или рояля настолько сложна, что лучше доверить это дело профессионалам.

Перед началом концерта музыканты симфонического оркестра настраивают свои инструменты по единственной ноте, играемой гобоистом. Проделав это, музыканты могут быть уверены в возможности достижения гармонии. Однако, когда расстраивается такой инструмент, как рояль, требуется более сложная процедура. Опытные настройщики должны натягивать или ослаблять каждую клавишную струну так, чтобы высота ее тона в точности равнялась высоте тона соответствующего камертона.

Камертон — это тщательно изготовленный инструмент, издающий во время колебаний звук определенной высоты. Например, камертон колеблющийся с частотой 262 герца (единиц измерения частоты), издает звук «до» первой октавы, в то время как камертон с частотой колебаний 440 герц издает звук «ля» этой же октавы, а камертон с частотой 524 герца — снова звук «до», но уже на одну октаву выше. Частоты нот на октаву вверх или вниз кратны. Более высокой ноте соответствует частота колебаний, превышающая ровно в два раза частоту аналогичной, но более низкой ноты. Профессиональный настройщик может сказать вам, когда высота тона рояля в точности соответствует высоте тона камертона. Если эти тона отличаются, их звуковые волны взаимодействуют таким образом, что появляется пульсирующий шум, называющийся биением. Когда этот шум исчезает, клавиша настроена.

Выравнивание тонов

Камертон колеблется с частотой 440 герц, струна расстроенной клавиши «ля» — с частотой 520 герц. В результате взаимодействия различных тонов (третий и четвертый графики) образуется пульсирующая волна. Как только тона выравниваются (нижний график), звук становится устойчивым.

Время настраивать рояль

Пульсирующий шум от двух пересекающихся волн с различной частотой (на рисунке внизу показан в виде волны с переменной амплитудой) сигнализирует о необходимости настройки рояля.

Ответные колебания

Если ударить по одному из двух одинаковых камертонов, второй также начнет звучать. Этот эффект, называющийся ответными колебаниями, характерен и для маятников одинаковой длины (рисунки слева на право №№ 1,2,3). У маятников различной длины (рисунки слева на право №№ 4,5,6) ответные колебания не возникают.

Изобретение относится к конструкции прибора для настройки музыкальных инструментов. Прибор для настройки струнных музыкальных инструментов содержит фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, вращающуюся на семиступенчатом шкиве. При этом каждая ступень шкива выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью. Прибор содержит мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, надетого на ступень шкива и перемещаемого с одной ступени шкива на другую, и адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее. При этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора. Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении точности настройки музыкального инструмента. 3 ил.

Заявленное изобретение относится к прибору для настройки музыкальных инструментов и служит для точной настройки всех видов струнных музыкальных инструментов. Прибор обладает исключительно высокой точностью настройки и издает 72 точно настроенных музыкальных звука. В настоящее время настройка музыкальных инструментов производится с помощью камертона, причем точно настраивается только одна струна, а остальные одиннадцать струн других октав настраиваются на слух. При этом даже самые опытные настройщики допускают большие погрешности, а плохо настроенный музыкальный инструмент раздражает слух, искажает красоту и содержание музыкального произведения.

Известен язычковый камертон для настройки музыкальных инструментов (см. SU 153169 А1, кл. G10G 7/02, опубл. 01.01.1963), выполненный в виде круглого корпуса, несущего на поверхности нотные обозначения музыкальных тонов, и заключающий в себе голосовую планку с несколькими язычками, мундштук и регулировочный диск для переключения на определенный тон или музыкальные интервалы, при этом язычки расположены по хордам окружности голосовой планки, а регулировочный диск выполнен в форме усеченного конуса, взаимодействующего со скошенными кромками отверстия корпуса.

Известный камертон не позволяет достичь высокой точности настройки музыкального инструмента.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретения, является разработка прибора для настройки струнных музыкальных инструментов, который позволяет достичь высокой точности настройки.

Поставленная задача решается при использовании прибора для настройки струнных музыкальных инструментов, содержащего фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, состоящую из шести октав и вращающуюся на семиступенчатом шкиве, каждая из ступеней которого выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью, мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, надетого на ступень шкива и перемещаемого при работе прибора с одной ступени шкива на другую, адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее, при этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора.

Схема прибора приведена на фиг.1 (вид с боку) и на фиг.2 (вид сверху). Музыкальные звуки извлекаются из фонограммы с двенадцатью звуковыми дорожками, состоящей из шести октав (всего 72 звука).

На фиг.3 изображена фонограмма, изготовленная на рентгеновой пленке. Фонограмма 3 вращается на семиступенчатом шкиве 1 и имеет семь ступенек со строго определенными размерами и строго определенными скоростями вращения. Шкив вращается от синхронного мотора 4. К ступеням шкива идет ременная передача 8. От ведущего шкив мотора зависит точность настройки всего прибора. Шкивы обтачивают при вращающемся моторе до нужных размеров. При этом диаметры шкивов фонограммы составляют 21, 21-22, 47-23, 81-25, 23-26, 73-28, 32-30 мм. Все шкивы изготовлены с точностью +0,01 мм. Над фонограммой имеется адаптер 5 с лампочкой от карманного фонаря 6. Под фонограммой у адаптера установлен фотоэлемент 7. При работе прибора пульсирующий свет через вращающуюся фонограмму падает на фотоэлемент, возникающие сигналы усиливаются усилителем низкой частоты (УНЧ) и поступают в динамик. УНЧ используется двухканальный, двухконтактный, мощностью до 10 ватт. При этом к проводам, идущим к УНЧ, последовательно подключается ножная педаль для регулирования громкости.

Читайте также:  Настройки на дрифт мотоцикла в мта

Приводной ремень от ведущего шкива мотора находится на самом толстом шкиве 30 мм семиступенчатого шкива 1. Включают мотор и лампочку, находящиеся над первой звуковой дорожке с четырьмя знаками, при этом фонограмма вращается со скоростью 16,33 об/с. Для определения частоты издаваемых звуков число оборотов умножается на количество знаков звуковой дорожки, и мы получаем 4×16,33=65,4 Гц. Данная частота соответствует звуку До большой октавы. Далее переводим лампочку на следующую дорожку фонограммы, где также 6 знаков. Соответственно получаем 6×16,33=98 Гц. Данная частота соответствует звуку Соль той же октавы. Затем переводим адаптер на следующие дорожки и получаем те же звуки для других октав До и Соль. Самая последняя дорожка имеет 192 знака. Ей соответствует частота 192×16,33=3136 Гц, соответствующая звуку Соль четвертый октавы.

Под звуками сигналов До и Соль настраиваем струны всех семи октав и затем приводной ремень переводим на следующую ступень шкива с диаметром 28,32 мм. Теперь фонограмма вращается со скоростью 17,3 об/с. Производим такие же расчеты, преумножая скорость вращения фонограммы на количество знаков на звуковой дорожке, и получаем звуки До# и Соль#. Настраиваем эти струны всех октав, каждый раз перемещая мотор, закрепляем винтом и переводим ремень на другие ступеньки шкива.

Чтобы узнать, точно ли настроена струна проверяемого инструмента, для определения точности настройки к струне на близком расстоянии устанавливается звукосниматель от гитары. Через диоды к нему подключен микроамперметр. Максимальное отклонение стрелки прибора фиксирует качество настройки вашего инструмента. Если даже человек не обладает абсолютным слухом, с помощью такого прибора ему будет возможно настроить любой струнный музыкальный инструмент с точностью до 0,6%. Погрешность настройки «на слух» даже самым высококвалифицированным настройщиком составляет не менее 3-5%.

Прибор для настройки струнных музыкальных инструментов, содержащий фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, вращающуюся на семиступенчатом шкиве, каждая из ступеней которого выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью, мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, одетого на ступень шкива и перемещаемого с одной ступени шкива на другую, адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее, при этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора.

Мастерству настройки учатся практически, им нельзя овладеть прочтя некоторое количество теоретических работ и руководств. Нужна кропотливая тренировка слуха и руки с ключом и другим рабочим инструментом. Однако овладение основами теории и приемами опытных настройщиков может значительно ускорить обучение этому уникальному мастерству. В этой главе большое внимание будет уделено настройке клавишных инструментов. Музыканты, играющие на различных струнных инструментах, настраивают их самостоятельно, но не много найдется пианистов, которые способны настраивать свой инструмент, так как настройка фортепиано — сложная и квалифицированная работа. Одна из задач данной книги — способствовать расширению круга музыкантов, настраивающих пианино или рояль самостоятельно.

1. Настройка клавишных струнных инструментов

Состояние клавишных инструментов, которые приходится настраивать настройщикам, может быть различным по стабильности строя и по физической сохранности основных частей: опорных конструкций, механики, корпуса и т. д. Разумеется, настройщик должен учитывать это состояние, но во всех случаях, когда не требуется предварительный ремонт, то есть тогда, когда необходима работа именно настройщика, а не реставратора, должна быть проведена полная настройка, начиная с области темперирования и по всей шкале. Некоторые настройщики имеют вызывающую сожаление привычку настраивать инструмент на той высоте, на которой он находится к моменту настройки. Пониженный строй может быть оправдан только для фортепиано старше 50 лет и то не во всех случаях. Для остальных инструментов должна быть установка строя в камертон, проверенный и точно настроенный на тон ля1 440 Гц (или 443 Гц для оркестровой настройки). Иногда ограничиваются выборочной настройкой отдельных хоров, а там, где наиболее заметны отклонения,- уточнением отдельных интервалов. Но большинстве случаев фортепиано следует настраивать по полной программе.

Основной инструмент для настройки: камертон (или несколько камертонов с разными частотами темперированной шкалы), настроечные ключи, различающиеся по диаметру гнезда под головку вирбеля (на нормальный и утолщенный вирбель) и по форме ручки (Г- или Т-образной),

клинки деревянные, оклеенные замшей, и резиновые клинки, интонировочные иглы (см. рис. 1). Кроме того, нужны различные регулировочные и ремонтные инструменты: отвертки, плоскогубцы, кусачки, хорейзен, крючок для подъема колец струны на вирбеле и т.д.

В продаже имеются язычковые камертоны, и типа свистков. Нужно предостеречь от их применения для серьезных видов настройки. Такими камертонами можно пользоваться любителям при повседневной настройке смычковых и щипковых инструментов. Ни в коем случае их нельзя использовать для настройки клавишных инструментов, поскольку частота язычковых камертонов и свистулек сильно зависит от температуры и влажности попадаемого на язычок воздуха и в процессе работы с таким камертоном частота его никогда не бывает постоянной. Даже вилочный камертон (особенно из алюминия) подвергается влиянию температуры, и настройщик должен знать об этом.

Заглушение струн производят с помощью резиновых или деревянных, обтянутых замшей, клинков. Деревянный клинок используют при настройке струн дисканта пианино, где из-за малой длины струн трудно вставлять резиновый клинок. Стержень деревянного клинка свободно проходит между гаммерштилями (стержнями) молоточков и вставляется между струнами одного хора или между соседними хорами. Резиновый клинок вырезают из массивного куска достаточно твердой резины длиной примерно 70-100 мм, шириной 10 – 15 мм и толщиной 6–8 мм. Клинок вырезают сначала острым ножом и затем заглаживают неровности напильником или, что еще лучше, обрабатывают на шлифовальном круге.

Считается, что настраивать пианино и рояль настройщик должен стоя. Но мастера не всегда придерживаются этого правила и настраивают также и сидя, особенно когда пианино малогабаритное. Автору пришлось наблюдать настройщика высокого роста, который настраивал пианино, широко расставив ноги. По его утверждению, такая позиция дает надежную опору корпусу и рукам.

Камертон держат за рукоятку и резко, но не слишком сильно, ударяют им о какой-либо твердый предмет, покрытый тканью, сукном, резиной. Можно просто ударять вилкой камертона по согнутому суставу кисти свободной левой руки.

Настроечный ключ может быть посажен на головку вирбеля в восьми различных положениях. Какое из них предпочтительнее? Общая рекомендация: ручка ключа должна стоять по направлению к оси струн и чуть правее. Но в пианино можно ставить и несколько левее воображаемой линии продолжения струн.

Расположение рукоятки ключа справа от вирбеля при считается некоторыми настройщиками неправильным, хотя на практике чаще можно встретить именно такое положение ключа. Получается как в известной ситуации: «Нельзя, но если очень необходимо, то можно». По нашему мнению, если не злоупотреблять слишком большим переносом рукоятки ключа вправо (в рояле — влево), то такое положение также может быть допустимым в практике. Что же касается излишнего давления на гнездо вирбельбанка, то оно действительно не желательно для беспанцирных чугунных рам инструментов, то есть таких инструментов, у которых чугунная рама имеет окно в области расположения вирбелей. В современных клавишных инструментах применены исключительно панцирные чугунные рамы, и в них давление выходной части вирбелей передается жесткой пластине панциря. Поэтому расположение рукоятки ключа и на стороне струны, и на противоположной стороне определяется в некоторых случаях только удобством работы с ключом и не должно иметь особого отрицательного влияния на прочность посадки вирбелей в панцирных инструментах с хорошим держанием строя. Но правое расположение рукоятки всё же нежелательно для беспанцирных инструментов, если к тому же слаба посадка вирбелей в гнездах.

На первом этапе овладения работой с настроечным ключом необходимо усвоить правило: головка ключа всегда должна быть плотно, до упора установлена на вирбеле. В инструменте могут стоять и ремонтные утолщенные вирбели. Для них нужно иметь соответствующую головку настроечного ключа с большим размером восьмигранного гнезда. Постановка нормальной головки на утолщенный вирбель может привести к порче квадрата вирбеля и к большому люфту при настройке.

Обычной ошибкой начинающего настройщика является постановка ключа не на тот вирбель, струна которого настраивается в данный момент. В верхнем регистре это часто является причиной перетяжки и обрыва струны, так как настройщик, не слыша изменения высоты настраиваемой струны, перетягивает другую струну до ее обрыва. Поэтому рекомендуется каждый раз сначала убедиться в правильности выбора вирбеля.

Цель настройки — получение правильно и устойчиво настроенных струн с точно выдержанными высотными соотношениями. Стабильность настройки (частоты) струны зависит от той техники, которой владеет настройщик. Под стабильностью частоты струны здесь следует понимать способность струны сохранять приданную ей частоту при воздействии сильных ударов по клавише. От данного понятия необходимо отличать стабильность строя инструмента, зависящую от длительности процессов релаксации струн и опорных конструкций, от прочности посадки вирбелей, изменений температурно-влажностных условий внешней среды. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неустойчиво из-за неправильной техники настройки, и при первых же сильных ударах по клавише, струна окажется фальшиво настроенной по отношению к другим струнам. При низкой стабильности строя струна даже при правильно выбранной технике не будет устойчивой продолжительное время к игровым нагрузкам.

Что же в таком случае определяет стабильность частоты струны? Поведение струны в процессе настройки определяется двумя факторами, зависящими друг от друга: упругостью настраиваемой системы и трением в ней. Каждый из этих факторов имеет несколько составляющих. Если под понятием «настраиваемая система» подразумевать все, что закрепляет, натягивает и поддерживает струну в точках соприкосновения с ней, то в эту систему мы должны включить вирбель с вирбельбанком, струну и опоры струны: аграф или клангштабик с каподастром, штифты на штеге и рамный штифт на чугунной раме. Вот эту всю систему в результате настройки необходимо оставить в таком состоянии напряженной устойчивости, которое наилучшим образом сохранит заданную частоту струны. Перечислим составляющие факторов упругости и трения. К первому надо отнести: упругость вирбеля, составленную, в свою очередь, из упругости самого вирбеля и упругости гнезда в вирбельбанке, упругость нерабочих частей струны, упругость рабочей части струны, упругость штега, связанную с упругостью деки, и упругость штеговых штифтов.

К фактору трения следует отнести трение вирбеля в гнезде вирбельбанка, трение в аграфе или на клангштабике, трение на штеге. Трение на штифте чугунной рамы мы не будем рассматривать, поскольку оно, как правило, велико и практически исключает расстройку струны из-за сдвига ее около штифта.

Что происходит при натягивании струны в такой системе? Прежде всего натягивается участок струны между вирбелем и аграфом (каподастром и клангштабиком), далее натягивается ее рабочая часть и в последнюю очередь — нерабочая часть между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы. Поскольку существует трение в местах отсечек рабочей части струны, напряжение в керне струны на различных ее участках обычно неодинаково, и это создает одну из предпосылок неустойчивого положения струны. Действительно, напряжение в керне струны у вирбеля больше напряжения рабочей части струны, а последнее больше, чем напряжение нерабочей части струны у штифта чугунной рамы. При постепенном повышении силы удара молотка по струне и при условии, что величина трения приблизительно одинакова на местах отсечки рабочей части струны, сначала выравнивают напряжения в керне по обе стороны аграфа (клангштабика), затем можно выравнять напряжение в керне по обе стороны штеговых штифтов. Эти оба выравнивания напряжений по разному сказываются на частоте колебаний струны: сначала частота повышается, так как скачок струны на аграфе при первоначально большом напряжении в нерабочей части струны у вирбеля повышает напряжение в рабочей части, а с ним и частоту. Так как напряжение в нерабочем участке струны за штегом было ниже напряжения в остальных участках, то сдвиг струны по штегу вызовет уже понижение частоты рабочей части струны.

Мы рассмотрели один вариант работы струны при определенном соотношении трений и упругостей элементов настраиваемой системы. В каждом индивидуальном случае каждому инструменту, струне будут свойственны конкретные соотношения величин трений в опорах и упругостей, которые заранее определить невозможно. Например, при большом трении на штеге напряжения в керне по обеим сторонам штега при сравнительно слабых ударах вообще не будут выравниваться. Поведение струны будет иным, если она предварительно была существенно перетянута и настроена с понижением напряжения верхнего нерабочего участка (у вирбеля). Величина трения на опорах может существенно меняться в разных струнах. В некоторых случаях трение может быть почти равным нулю, особенно на клангштабике, или достигать большого значения, когда соприкасающиеся участки струны и клангштабика покрыты ржавчиной или струна имеет в этом месте излом. Чтобы преодолеть подобные препятствия при настройке, рекомендуется в начале настройки предварительно ослабить струну . Если же есть уверенность в том, что трение струны у аграфа или клангштабика достаточно мало, а необходимо снять «застойные» явления в струне на штеге, можно проделать следующее: слегка перетянуть струну и в момент этой перетяжки сильно ударить по клавише данной струны, чтобы выровнить напряжение на штеге. При последующем понижении напряжения, поворачивая вирбель против часовой стрелки, одновременно ударяют по клавише, выравнивая напряжения уже по обеим сторонам аграфа.

Читайте также:  Пошаговая инструкция настройка рекламы в facebook 2016

Допустим теперь, что напряжение на штеге достаточно выровнено, а трение струны между штеговыми штифтами таково, что небольшие изменения напряжения в струне под воздействием вирбеля не дают возможности струне скользить по штегу. Возникает вопрос, каким должно быть направление движения нерабочей части струны у вирбеля, приводящее к точной настройке рабочей части струны? Очевидно, это последнее движение, вызываемое действием вирбеля, должно быть таковым, чтобы напряжения в керне струны по обеим сторонам аграфа или клангштабика были по возможности равными. Действительно, если заканчивать настройку струны так, что у вирбеля напряжение в струне будет больше, чем в рабочей части, то при сильных ударах струна может перескочить в сторону вирбеля и повысить свою частоту, то есть произойдет ее расстройка вверх. Если же настройку заканчивать при пониженном напряжении в керне нерабочей части струны у вирбеля по сравнению с напряжением рабочей части, то дальнейшая расстройка будет происходить с понижением частоты струны.

Если не принимать во внимание никаких других факторов, то следует признать, что более целесообразна настройка с поднятием высоты струны, то есть на повышение. В этом случае большое натяжение нерабочего участка будет стремиться повысить натяжение рабочей части струны. Но это повышение компенсируется вытяжкой струны и ослаблением натяжения из-за обыгрывания инструмента. Таким образом, два противоположных процесса взаимно нейтрализуются, что создает предпосылки для устойчивости, стабильности настройки.

При настройке с понижением оба вышеуказанных фактора (менее натянутый нерабочий участок, обыгрывание) воздействуют на рабочую часть только в одном направлении — уменьшения напряжения и, следовательно, снижения частоты колебаний струны.

Влияние на стабильность настройки оказывает также и окончательное положение вирбеля. Последним движением ключа вирбель может быть поставлен в трех положениях: 1) немного наклоненным вниз (у пианино), 2) в среднем нейтральном положении и 3) в верхнем положении. Очевидно, нейтральное и верхнее положения вирбеля хуже, по сравнению с небольшим наклоном в сторону струны. При сильных ударах по струне возникающее добавочное натяжение может изменить положение вирбеля во втором и в третьем случаях и, следовательно, изменится настройка струны. В первом же случае упругость вирбеля позволит ему сохранить заданную настройку струны. Таким образом, предварительно напряженный вирбель представляет для струны более надежную опору. В связи с этим возникает вопрос: можно или нельзя изгибать вирбель в процессе настройки, хорошо это или плохо, и почему?

Понаблюдайте за работой опытного настройщика. Вряд ли вы увидите настройку в чистом виде только с применением одного вращательного движения вирбеля. Здесь сам опыт говорит за себя. Тот, кто хотя бы один раз настраивал крайний дискант пианино, знает, что одним вращением вирбеля струну там настроить почти невозможно. Сдвиг конца струны должен быть незначительным, так как даже небольшой поворот вирбеля сильно повышает или понижает частоту. При вращении в вирбеле неизбежно создаются крутильные и изгибные деформации. Сильные воздействия на головку вирбеля вызывают как поворот, так и его изгиб. Малые усилия не сопровождаются поворотом, точнее, сдвигом вирбеля в вирбельбанке, но благодаря упругости вирбеля, противостоящего крутильным и изгибным напряжениям, создаваемым струной и настроечным ключом, удается получить весьма малые смещения конца струны, достаточные для точной установки высоты.

Если не применять небольших изгибающих усилий на вирбели в дисканте, то, в случае их плотной посадки, струны можно перетянуть на полутон, прежде чем начнется вращательное движение вирбеля. Как отмечал настройщик Московской консерватории Г. К. Богино, опытные настройщики умело используют крутильные и изгибные деформации вирбелей для более точной и устойчивой настройки . Делать небольшие изгибы вирбелей требуется очень осторожно, чтобы не сломать вирбель и не расшатать от чрезмерного усердия гнездо в вирбельбанке. Настройщик должен чувствовать и уметь находить центральное положение оси вирбеля, от которого можно сделать небольшой изгиб. Если в результате неопытности настройщика вирбель уже чрезмерно согнут и его еще дополнительно изогнуть, то положение струны будет совершенно нестабильным, если вообще вирбель выдержит нагрузку. Поэтому все движения ключа, вызывающие изгиб вирбеля, необходимо применять осторожно. В идеальном случае изогнутое упругое положение вирбеля должно быть таким, чтобы после сильных ударов молотка и сдвига струны в аграфе или на клангштабике упругие усилия вирбеля немедленно возвращали бы струну в прежнее положение и таким образом ликвидировали кратковременную расстройку после сильного удара по клавише.

Теперь рассмотрим некоторые практические приемы работы с настроечным ключом, часть которых взята из рекомендаций Г. К. Богино . Прежде всего, надо позаботиться об устойчивом положении правой руки с ключом. Во время настройки кисть или локоть должны покоиться на близлежащей части корпуса рояля или пианино так, чтобы можно было точно контролировать движения ключа в любом направлении. В крайнем случае, хотя бы большой палец должен упираться в раму (последнее только для рояля). Ни на один момент рука не должна покидать опору, кроме того случая, когда переставляется ключ. В то время как рука имеет твердую опору, пальцы руки и кисть совершают движения, которые должны быть достаточно сильными, но свободными.

Для тренировки можно рекомендовать различные физические упражнения, развивающие кисть руки, ее мышцы: например, упражнения по поднятию кистью руки какого-либо груза (гантели) в разных направлениях, вращение груза по кругу только кистью, сжатие пальцами руки небольшого резинового мяча или ручного эспандера и т. п. Эти и подобные физические упражнения будут способствовать развитию силы мышц в руках, которые должны обеспечивать мощное и чуткое воздействие на ключ и вирбель. В процессе настройки левая рука должна извлекать звуки интервалов, и здесь нелишними будут соответствующие игровые упражнения.

В современной настройке клавишных инструментов различают три основных рабочих приема, обеспечивающих воздействие ключа на вирбель: вращение вирбеля, его лёгкий изгиб (отжим) и вращение с одновременным изгибом вирбеля. С помощью первого приема можно вызвать значительные изменения частоты струны, легко достичь большой вытяжки струны и почти невозможно получить мизерное удлинение, особенно необходимое для настройки дискантовых струн. С помощью только вращения настраивают басовые и часть теноровых струн. В дисканте точная настройка вращением возможна только путем многочисленных движений ключом в обе стороны с большой затратой времени. Второй прием — изгиб или отжим вирбеля — более тонкое средство настройки, о чем говорилось выше. Если первый прием обеспечивает более или менее грубую настройку, то второй позволяет получить микронные сдвиги струны и, следовательно, точно настроить струны.

В отечественной литературе по настройке прием изгиба вирбеля считается «незаконным» и категорически запрещается. Основное возражение против такого приема заключается в утверждении, что изгиб вирбеля приводит к расшатыванию гнезда вирбельбанка и к поломке самого вирбеля. Но так же как вращение вирбеля в умелых руках не приводит к обрыву струны, так и изгиб вирбеля, выполненный умело и в меру, не приведет к поломке вирбеля и расшатыванию гнезда. В подтверждение сказанному можно сослаться на практику работы настройщиков Московской консерватории и данные зарубежной литературы .

Третий прием представляет собой по существу синтез первых двух приемов, но его можно считать самостоятельным, поскольку направление движения руки с ключом во всех трех приемах различно: в первом рука движется в плоскости вращения вирбеля, во втором — перпендикулярно плоскости вращения и в третьем — под острым углом к этой плоскости. Из разобранных основных трех приемов настройки возможны многочисленные сочетания воздействия ключа на вирбель, отличающиеся последовательностью чередования приемов, величиной усилий и т. д. Так, простое вращение вирбеля можно выполнить с постепенным плавным нарастанием усилия давления на ручку ключа, с короткими чередующимися плавными толчками и с полным или частичным снятием усилия, а также одним более или менее резким вращательным толчком. Наконец, как рекомендует Г. К. Богино, плавное вращательное усилие может сопровождаться частыми вибрациями руки и пальцев. При непрерывно нарастающем общем вращательном усилии вибрации позволяют получить довольно малый угол поворота вирбеля, ощущаемый в виде легкого щелчка, после которого надо моментально снять усилие.

Незначительный простой изгиб вирбеля может заканчивать настройку и может выглядеть просто как короткий слабый толчок ключом, и лучше всего с наклоном вирбеля в сторону струны, чем достигается выравнивание напряжений в рабочей и нерабочей частях струны. При повышении частоты струны толчок делается вправо и от себя, при понижении — влево и к себе. Толчки должны быть легкими, повторяющимися, если это необходимо, несколько раз. После каждого движения необходимо останавливать свое внимание на слуховом контроле полученного результата настройки. Если при больших отклонениях колебаний струн от требуемых для правильной настройки интервала ключ с вирбелем поворачивают, то при окончательно точной настройке применяют отжимы и толчки.

Некоторые настройщики считают, что последнее движение, когда точность настройки достигается легким толчком рукоятки, может быть и от себя — вправо, и к себе — влево (при верхнем расположении рукоятки ключа при настройке пианино). Настройщики говорят при этом, что они умеют независимо от окончательного направления движения ключа придавать вирбелю устойчивое положение. В конечном счете, последнее и является главным. Однако личный опыт автора убеждает (по крайней мере, самого автора) в другом: если не придерживаться строго определенного направления заключительного движения ключа для всех вирбелей, то настройка получается нестабильной и через некоторое время «расползается».

А вот как выглядит комбинированный прием Г. К. Богино, применяемый в тех случаях, когда вирбель имеет плотную посадку: сначала вирбель изгибают слегка в сторону струн, при нормальном положении ключа в рояле это происходит в момент опускания к струнам ручки ключа, а в пианино ручку в верхнем положении необходимо наклонить к себе. Почти одновременно с наклоном вирбель поворачивают на небольшой угол в сторону завышения. Затем направление изгиба вирбеля изменяют на противоположное, повышая частоту струны. Такое комбинированное движение повторяют несколько раз. Преимущество последнего приема, а также приема вращения ключа с вибрацией руки заключается в возможности малых, еле уловимых сдвигов вирбеля, обеспечивающих примерно в два раза большую точность настройки по сравнению с обычными приемами. Кроме того, указанные приемы щадят инструмент: гнездо вирбеля расшатывается меньше, когда вирбель движется микрошагами (небольшими сдвигами) к своему нужному положению, чем тогда, когда настройка получается после многократных макроперегонов (поворотов) вирбеля около этого положения.

Надо сказать, что излишнее вращение вирбелей ослабляет их посадку, поэтому любое бесцельное многократное проворачивание их недопустимо. Так, в новом вирбельбанке после пяти поворотов прочность посадки вирбелей снижалась на 30-50%.

Работу ключом производят с одновременным слуховым контролем результатов изменения высоты струн. Здесь нужна определенная координация следующих процессов: удара по клавише, слухового контроля биений и движения ключа. Бессмысленно делать движение ключа без слухового контроля, а слуховой контроль без удара по клавише, поэтому удар и должен быть первым в операции настройки. Обычно после удара следует слуховой контроль и лишь затем работа ключом. В басовых и теноровых струнах длительность звучания достаточна для того, чтобы за время одного удара несколько раз поочередно подстраивать струну и в промежутках между поворотами вирбеля подключать слуховой контроль. Чем точнее настроены струны в унисон и октаву, тем меньше сдвигают вирбель. По достижении почти точной настройки струны, когда в унисоне и октаве необходимо выждать одно биение за 8-10 с (или за 2-4 с), используется только один удар, одно движение ключом; остальное время занимает слуховой контроль.

Читайте также:  Cisco catalyst 2960 настройка snmp

В дискантовом регистре из-за быстрого затухания струн вся настройка представляет собой чередования удара, контроля и движения ключом. Иногда рекомендуется после уяснения характера биений в интервале производить удар по клавише и движение ключом почти одновременно и затем контролировать изменение биений в интервале. Вообще говоря, такая последовательность достаточно целесообразна, во-первых, потому, что вибрации струны облегчают перемещение ее на опорах, как бы уменьшая трение, а во-вторых, настройка по биениям при малых амплитудах колебаний обеспечивает относительно меньшую растянутость октав, о чем говорилось раньше. Однако такая последовательность не во всех случаях возможна. Так, в случае заметно негармоничных струн, колеблющихся с биениями, бесполезно вслушиваться в затухающие колебания — биения в них в любом случае остаются. Негармоничные струны с заметными биениями лучше настраивать со слуховым контролем по максимальной громкости и только потом поворачивать ключ.

Заканчивать настройку струны рекомендуется проверкой ее устойчивости. Для этого надо достаточно сильно два-три раза ударить по клавише и вслушаться в биения. Если вирбель был поставлен в устойчивое положение, то частота биений останется в пределах, допустимых для данной ноты и данного интервала, и настройку можно считать стабильной. В противном случае настройку придется повторить. Вторая возможность проверки устойчивости струны заключается в проверке положения вирбеля легкими толчками по ручке ключа, направленными перпендикулярно плоскости вращения вирбеля. Слабые изгибающие усилия способствуют выявлению тех струн и вирбелей, положение которых после настройки стало неустойчивым. Кстати, такой способ проверки находится в противоречии с одним из требований, которое встречается в литературе: снимай ключ с колка осторожно, чтобы не сбить полученную настройку. На наш взгляд, это требование исключает какую-либо проверку устойчивости струны. Действительно, если вирбель при малейшем касании к нему способен изменить строй струны, то уж лучше на этой струне не играть, поскольку при сильном ударе по клавише расстройка неизбежно произойдет. Конечно, грубых и больших усилий при снятии ключа не должно быть и в этом смысле можно говорить об осторожности, которая вообще должна сопровождать в разумных пределах всю работу настройщика с инструментом.

Все сказанное выше относилось к работе правой руки, за исключением того, что левой руке отводилась задача звукоизвлечения. Но левая рука при настройке выполняет не такую уж простую работу, как удар по клавише. Роль левой руки настолько существенна, что ее работа может оказать влияние на характер настройки клавишного инструмента. Прежде всего, влияние левой руки проявляется через силу удара по клавишам, которую настройщик может варьировать в соответствии с необходимостью.

Мы уже говорили раньше о том, что при различной силе удара, применяемой при настройке одного и того же инструмента, можно управлять в некоторой степени величиной расширения октав. Выбором силы удара по клавишам при настройке интервалов можно регулировать в небольших пределах четкость биений, их слышимость. Напомним, что биения наиболее заметны тогда, когда амплитуды близких по частоте звуков равны. При одинаковой силе удара по клавишам в каком-либо интервале совпадающие гармоники, между которыми образуются биения, в большинстве случаев не равны (по амплитуде). При большой разнице амплитуд биения слышны плохо. В теории музыкальной акустики это доказывается элементарно. Обычно амплитуды гармоник уменьшаются от басовых струн к дискантовым, исключая только несколько иную закономерность у самых крайних басовых струн, энергия первых гармоник которых незначительна. Как правило, совпадающая гармоника верхнего звука интервала будет меньше по амплитуде, чем соответствующая гармоника нижнего звука. Отсюда следует, что клавишу верхнего тона интервала надо ударять несколько сильнее, чем нижнюю, или сначала ударить клавишу нижнего тона, а потом верхнего. Тогда за небольшой промежуток времени амплитуда гармоники у нижнего тона уменьшится естественным путем и равенство амплитуд совпадающих гармоник будет точнее.

Но может случиться так, что общая закономерность распределения энергии гармоник для отдельных интервалов нарушена. В каких-то интервалах более сильной окажется гармоника верхнего звука, тогда сила удара по клавише нижнего тона должна быть больше. Конечно, соотношение амплитуд гармоник заранее неизвестно. И в том случае, когда амплитуды разнятся незначительно и, следовательно, биения слышны вполне удовлетворительно, нет необходимости с разной силой ударять по клавишам. Но вот встретился интервал, который обычно дает хорошо слышимые биения, но в данном конкретном инструменте этот интервал имеет едва улавливаемые биения. Тут надо попытаться улучшить слышимость биений подбором различных соотношений силы удара по клавишам интервала.

Силу удара следует также учитывать при проверке качества настройки последовательностями одноименных интервалов. Целесообразно прослушать такие ряды интервалов сначала при слабых и потом при сильных ударах, не меняя силу удара в одной последовательности. Интересно заметить при этом, насколько отличается характер интервалов при сильных и слабых ударах.

Сильные удары по клавишам нужны в настройке струн с повышенной негармоничностью, проявляющейся в биениях. Слабые удары часто применяют в настройке басовых струн, поскольку амплитуды первых гармоник в них малы, а слабый удар позволяет относительно меньше возбуждать высокие гармоники, то есть, как бы улучшать слышимость первых двух гармоник, необходимых при настройке октавы. Частота ударов при настройке различна в разных регистрах: в басах удары по клавишам реже, в дискантах — чаще, чем в тенорах. Такое различие связано только с разной продолжительностью звучания струн в этих регистрах.

Нам осталось теперь рассмотреть последовательность настройки струн и регистров и перемещение клинков для глушения ненастраиваемых в хоре струн. Последовательность настройки регистров в практике установлена следующая: 1) настройка области темперирования и краёв тенора, 2) настройка басового регистра, 3) настройка дискантового регистра.

Такая очередность имеет свое обоснование. Средний участок звукоряда, в котором находится область темперирования, наиболее чувствителен для слуха, его проще настраивать технически; малейшие изменения частоты струн хорошо обнаруживаются по биениям, и повороты вирбелей достаточно велики, чтобы иметь возможность точной установки частоты. Струны басового регистра натягиваются каждая на 20-50% больше струн тенорового регистра и еще больше, чем струны дискантового регистра. Их общее суммарное натяжение существенно влияет на деформацию опорных конструкций. Поэтому если басовые струны настраивать после дискантовых, то деформация чугунной рамы собьет настройку дискантовых струн. Влияние же настройки дискантовых струн на настройку теноровых и басовых практически малозаметно. Однако есть одно исключение: настройку после непосредственной накладки струн в процессе производства или после ремонта производят в другом порядке — область темперирования, верх тенора, дискант, басы. Дело в том, что после первой цвиковки (грубой настройки) дискантовые струны сильно расстраиваются, садятся из-за резкой деформации опорных конструкций, обмятия петель струн, их релаксации и т. д. Поэтому порядок настройки струн на первой цвиковке не лимитируется соображениями сохранения натяжения дискантовых струн. Вторую цвиковку и последующие настройки выполняют в указанном выше порядке.

Последовательность настройки всех первых струн в области темперирования определяется выбранным планом настройки, а построение различных планов настройки и контроля было дано раньше. Поэтому здесь мы рассмотрим последовательность настройки струн в одном хоре и порядок их заглушения.

Начиная настройку хора ля1 по камертону, мы сразу сталкиваемся с проблемой выбора струны в трехструнном хоре, которую необходимо настраивать в первую очередь. На первый взгляд неважно, какую из трех струн взять первой. С другой стороны, в известной книге Н. А. Дьяконова «Рояли и пианино» рекомендуется, прежде всего, настраивать первую струну слева в хоре. Оба положения неправильны. Во-первых, для точности настройки выбор струны в хоре небезразличен, а во-вторых, начинать настройку хоров с левых струн (в пианино) — значит выбирать нелучший вариант, так как левые струны хоров пианино закреплены на вирбелях, которые дальше отстоят от аграфа или клангштабика. Но чем больше нерабочая часть струны, тем при прочих равных условиях ее состояние неустойчивее, поскольку большая деформация является предпосылкой большей нестабильности строя. Поэтому первой нужно настраивать струну, вирбель которой ближе расположен к отсечке струны на клангштабике или аграфе. А левой или правой она будет — это зависит от вида клавишного инструмента – пианино или рояль. Ниже мы приведем и другие соображения в пользу начала настройки хора со струны с коротким нерабочим участком у вирбеля.

Выбрав первую струну для настройки (в пианино это будет правая струна каждого хора), мы должны теперь заглушить остальные струны этого хора. Минимальное количество клинков, необходимое для настройки интервалов в области темперирования, равно двум. В процессе настройки новых хоров клинки непрерывно переставляются, на что тратится время. Можно использовать сразу 13 клинков, вставляемых перед началом работы между второй и третьей струнами каждого хора. В этом случае все струны хоров области темперирования останутся свободными для настройки и не потребуется дополнительного времени на перестановку клинков.

Интересен способ заглушения струн, применяемый американскими настройщиками : длинную полоску войлока или фетра, смотанную в рулон, держат левой рукой, а отверткой в правой руке вталкивают полоску между струнами. При достаточной толщине войлока полоску можно вставить между струнами разных хоров, так что свободными останутся средние струны.

После заглушения тем или иным способом двух струн хора ля свободную струну настраивают по камертону в унисон до полного исключения биений в течение слышимого звучания камертона и струны, то есть в течение примерно 10 с. За первой струной можно настроить либо остальные струны хора, либо струны хора октавой ниже. Выполняя черновую настройку инструмента не сильно расстроенного, целесообразно произвести настройку всех первых струн в области темперирования и только потом подстроить вторые и третьи струны хоров. Целесообразность такой последовательности заключается в том, что по одним первым струнам легче достичь необходимой точности настройки. Кроме того, с первого раза не всегда удается получить замкнутый квинтово-квартовый круг: неизбежно возникают и накапливаются ошибки. Поэтому одновременная настройка унисонов только удлинит всю работу; справившись же с темперацией на первых струнах хоров, можно быстро и точно настроить в унисон остальные струны этих хоров. Но если строй инструмента нужно существенно поднимать (инструмент давно не настраивался), то на черновом проходе унисоны лучше подстраивать сразу при настройке очередного интервала, чтобы неточные унисоны не мешали чистовой настройке темперации.

В хоре, две струны которого заглушались клинком, первый унисон настраивают, устанавливая клинок между третьей струной настраиваемого хора и ближайшей к ней струной соседнего хора. На вирбель второй струны надевают ключ и натягивают ее до исчезновения биений при одновременном звучании с первой струной. Затем клинок освобождают от соприкосновения с третьей струной и настраивают ее в унисон с первыми двумя. Но практика показывает, что точнее и быстрее третью струну настраивать по одной средней, заглушая правую (в пианино).

Выше уже приводились экспериментальные данные субъективного восприятия унисонов с различной степенью точности настройки. В музыкальном отношении в области темперирования лучше всего звучат унисоны с расстройкой 1,6-1,7 цента, то есть 1 биение за 2-4 с. По некоторым другим литературным источникам считается правильной настройка унисона с одним биением за 10- 12 с.

Выбор той или иной точности настройки унисонов диктуется, во-первых, местонахождением унисона по диапазону: в среднем регистре унисоны настраивают точнее, чем в нижнем и верхнем регистрах. В дисканте погрешность настройки может достигать нескольких биений в с. Во-вторых, точность зависит от вкуса настройщика и музыканта: кто-то любит чуть оживленный биениями унисон, кто-то этого не принимает.

Спорной, как говорилось, является и настройка октав: наряду со множеством мнений признанных авторитетов о том, что октавы должны настраиваться чисто, без биений, встречаются и мнения не менее признанных авторитетов, отстаивающих, по крайней мере, в некоторых случаях, настройку октав с небольшими, вернее, редкими биениями в сторону расширения октав, хотя октавы и при настройке без биений получаются расширенными, как мы выяснили ранее. Если исполнитель не предъявляет особых требований к настройке, октавы следует настраивать точно.

Клинки, вставленные между струнами хоров при настройке области темперирования, постепенно вынимают, если их число равнялось числу хоров. Оперирование же только двумя клинками требует, как уже говорилось, большей затраты времени на их перестановку. Заглушение войлочной полоской представляет то преимущество, что по мере настройки струн эту полоску просто вынимают, постепенно освобождая новые струны

Источник

Adblock
detector