Меню

Настройка звуковой карты для записи вокала



Как правильно записать вокал – руководство по идеальной записи голоса

Вокал – это самая главная часть любой композиции. В песне может быть забойный рифф или невероятно красивая мелодия, но плохой вокал испортит все впечатление от произведения.

Запись вокала является сложным процессом, как с технической, так и с творческой точки зрения.

Звукорежиссеру нужно правильно подобрать оборудование и максимально точно перенести манеру исполнения вокалиста на запись. Певец же должен идеально исполнить свою партию со всеми техническими нюансами и эмоциональными оттенками.

Поиск правильного микрофона

Подготовка к записи начинается с подбора правильного оборудования. Правильность в данном случае определяется прежде всего художественными задачами песни. В дорогих студиях под каждую композицию подбирают и специальным образом расставляют микрофоны.

Выбор типа микрофона

Сначала нужно выбрать тип микрофона.

По принципу действия микрофоны делятся на 3 вида:

  • динамические;
  • ленточные (по принципу действия схожи с динамическими);
  • конденсаторные.

Вокал обычно записывают на конденсаторный микрофон, потому что он обладает более широкой диафрагмой и передает больше деталей.
Для записи вокала в жестких стилях рок-музыки используют динамические микрофоны.

Если вы впервые записываете вокал, то лучше всего начать с конденсаторного микрофона. Например, AKG Perception 120 или Audio-Technica AT2020.

Конденсаторный микрофон AKG perception 120

Но также универсальным решением может быть и динамический Shure SM58.

В дальнейшем с опытом вы будете лучше понимать, когда использовать динамический микрофон, а когда конденсаторный.

ВАЖНО! О чистоте записей.

Какое бы оборудование вы не выбрали для записи, всегда используйте поп-фильтр. Он уберет лишние шумы от дыхания и «цоканья» языком.

Диаграмма направленности и эффект близости

Также микрофоны различаются по пространственным характеристикам. Еще это называется направленностью микрофона. Есть 3 типа направленности:

  • всенаправленный (круговой);
  • однонаправленный (кардиоидный, суперкардиоидный и гиперкардиоидный);
  • двунаправленный («восьмерка»).

То, как микрофон снимает звук, зависит от его направленности. Например, всенаправленный микрофон снимает все пространство комнаты. Однонаправленный снимает только одну часть и отсекает все звуки за микрофоном. Двунаправленный снимает только пространство спереди и сзади и отсекает все по бокам.

Ниже представлены диаграммы направленности для каждого типа микрофона.

  • Всенаправленный микрофон охватывает пространство комнаты полностью.

Диаграмма направленности всенаправленного микрофона

  • Кардиоидный (однонаправленный) микрофон более чувствителен к звуку, приходящему с одного направления.

Диаграмма направленности кардиоидного микрофона

  • Суперкардиоидный микрофон имеет более узкую направленность, но захватывает часть звуков позади микрофона.

Диаграмма направленности суперкардиоидного микрофона

  • Гиперкардиоидный микрофон имеет еще более узкий диапазон чувствительности спереди и чуть более расширенный сзади.

Диаграмма направленности гиперкардиоидного микрофона

  • Двунаправленный микрофон («восьмерка) снимает звук спереди и сзади, но отсекает звуки по бокам.

Диаграмма направленности двунаправленного микрофона

Теперь немного об эффекте близости.

Эффект близости – это избыточное содержание низких частот при использовании микрофона близко от источника звука.

Эффект близости может применяться в художественных целях. Но вообще звукорежиссеры стараются избежать появления этого эффекта на записях.

Система мониторинга для певца. Какие нужны наушники

При записи вокала мониторинг всегда должен идти в наушники. Идеальным вариантом является использование студийных наушников закрытого типа. Например, AKG K-серии. Но если такой возможности нет, то подойдут любые наушники. Главное, чтобы они удовлетворяли 2 требованиям:

  1. Вокалист должен хорошо слышать в них себя и «минус»;
  2. Наушники не должны пропускать звук, который может попасть на запись.

СОВЕТ! Об уровне громкости в мониторах

Громкость в наушниках вокалиста должна быть комфортной. Певец не должен прислушиваться к инструменталу или пытаться его перекричать.

Также перед записью нужно пообщаться с вокалистом. Узнайте, с какой громкостью ему удобнее работать. Некоторые любят слышать свой голос с обработкой. В этом случае добавьте ревера и дилея в мониторы.

Ваша задача как звукорежиссера создать для вокалиста наиболее комфортные условия для записи.

5 самых частых проблем при записи вокала

1. Хлопки

Некоторые согласные звуки ([б], [п]) называются «взрывными», потому что при их произнесении возникает мощный поток воздуха. В результате создается низкочастотный хлопок. На записи он выглядит как клиппующий пик.

Чтобы избежать хлопков на записи, располагайте микрофон немного под углом к вокалисту и используйте поп-фильтр.

2. Свист

Другой не менее распространенной проблемой являются свистящие звуки ([з], [с], [щ], [ф]). На записи они создают неприятное высокочастотное шипение.
Чтобы избежать этого, используйте поп-фильтр.

Если свистящие звуки все же оказались на записи, то избавиться от них можно с помощью деэссера и компрессора.

3. Эффект близости

Выше мы уже говорили об эффекте близости. Иногда на записи он нужен для реализации художественного замысла автора. Но, чтобы не получить этот эффект случайно, ставьте микрофон хотя бы в полуметре от исполнителя.

4. Плохая акустика комнаты

Любые ваши приготовления к записи, покупка дорогого микрофона и оборудования могут не дать никакого результата, если ваша комната «не звучит».
Акустическая подготовка помещения для звукозаписи – весьма недешевое удовольствие. Экономный вариант – расставить басовые ловушки, повесить на стены акустический поролон и использовать при записи акустический фильтр.

5. Шум от ног

Чтобы на чистовую запись не попал шум от ног, стелите на пол обычный ковер. Он будет глушить и топот ног, и вибрацию. Кроме того, вокальные микрофоны обычно продаются со специальным амортизатором.

Если у вас его нет, то подложите под микрофон небольшой кусочек поролона.

Техники работы с микрофоном

Этот раздел будет полезен больше для вокалистов, но и начинающему звукоинженеру понадобятся эти знания. По крайней мере, вы сможете дать нужный совет исполнителю.

Контроль громкости расстоянием

Когда исполнитель поет тихо, ему лучше подойти к микрофону поближе. Если он поет громкие партии, то лучше отодвинуться подальше. Таким образом выравнивается уровень громкости записанной дорожки. Благодаря этому, при обработке нужно будет меньше работать с компрессором.

Избежание хлопков и свиста

Если вы смотрели записи со студийных сессий знаменитых вокалистов, то могли заметить, что они часто поют под углом к микрофону. Так опытные исполнители уменьшают количество взрывных и свистящих звуков на записи.

Преднамеренное использование эффекта близости

Лучшим примером использования эффекта близости является вокальная партия Криса Айзека в песне «Wicked Games».

Контроль дыхания

Во время студийной сессии вокалисту очень важно правильно дышать, чтобы его вдохи и выдохи не попали на запись. Для опытных вокалистов это не составляет большого труда, но новичкам приходится делать множество дублей.

Чтобы избежать ненужных шумов, попросите вокалиста на вдохах отклоняться от микрофона.

ВАЖНО! О графике работы

Во время студийной сессии обязательно делайте перерывы и давайте вокалисту попить чистой негазированной воды. Не нужно перенапрягать голосовые связки исполнителя. Средняя продолжительность песни 3-4 минуты. Так что за 2-часовую сессию вполне можно сделать 15-20 дублей с перерывами.

Расположение микрофона

Интересного результата на записи можно добиться, меняя расположение микрофона относительно вокалиста.

На уровне лица

Если расположить микрофон на одном уровне с лицом исполнителя, то голос на записи будет звучать натурально и с высокой читаемостью всех звуков. Приближаясь к микрофону, вокалист может добиться эффекта близости в нужных фрагментах песни.

Существенным недостатком этого способа является повышенная чувствительность к свистящим и взрывным согласным.

Дистанционное фронтальное

Если отдалиться от микрофона (на расстояние вплоть до 1 м), то на записи получится наиболее естественное звучание голоса. Но при этом добавится звук комнаты. Записывать вокал таким образом лучше всего для легкой поп-музыки или классических произведений. Такая техника не подойдет для роковых стилей. Вокал будет слишком прозрачным и утонет в миксе с перегруженными гитарами и барабанами.

Верхнее положение над головой

Если расположить микрофон чуть выше головы исполнителя, то голос на записи будет звучать немного гнусаво.

Этот способ звукозаписи используют, если вокалисту присущи сильное придыхание, взрывные и свистящие согласные.

Располагать микрофон над головой лучше всего для записи быстрых речитативов, когда исполнитель не может идеально контролировать произносимые звуки.

Пониженное положение микрофона (около грудной клетки)

Если расположить микрофон напротив грудной клетки, то на записи голос будет звучать более низко и плотно.

Таким образом лучше всего записывать народную музыку и песни в наиболее тяжелых стилях рок-музыки.

Использование эффектов при записи

Записывать вокал лучше всего без обработок. Можно использовать мягкий компрессор, но только в том случае, если вы точно знаете нужные настройки. Все эффекты накладываются уже на записанную дорожку.

В чем преимущества такого подхода?

  1. Вы получаете «сухой» сигнал, который потом сможете обрабатывать любым способом.
  2. Вы не испортите удачный дубль ошибкой в настройке эффектов.
  3. Вам намного легче будет исправить ошибки в записи, потому что модуляционные эффекты изменяют тембральные характеристики звукового сигнала.
Читайте также:  Правильные настройки экспорта в лайтруме

Если вокалисту при записи нужно слышать голос так, как он будет звучать в финальной версии, то лучшим решением в этом случае будет запись DI-сигнала с одновременным мониторингом звука со всеми обработками.

Стоит ли использовать тюнинг вокала?

Современный стандарт звучания песен в популярной музыке требует идеального звучания инструментов и вокала.

Поэтому при записи голоса используются программы для автотюна (Auto-Tune, Melodyne). Но это не значит, что звукорежиссеры собирают вокальную партию по кусочкам как паззл.
Тюнинг нужен, чтобы подкорректировать небольшие недочеты исполнения. Пару неточных нот во всей партии подтянуть можно. Но исправлять спетую криво песню с помощью тюнинга не нужно.

Поэтому при записи вокала все равно нужно стараться исполнить песню максимально чисто и без фальши.

Заключение

Запись вокала – сложное, но очень увлекательное занятие. Добиться хорошего результата можно только постоянной практикой. Процесс осложняет тот факт, что у каждого вокалиста своя техника пения и собственный уникальный тембр голоса. Поэтому жестких и универсальных правил при записи вокала не существует. Под каждого исполнителя нужно подстроиться, чтобы максимально точно записать его голос.

Источник

Настройка звуковой карты для записи вокала

1. ЗАПИСЬ (общие указания)

Обязательно наличие 3-х вещей: компьютер со звуковой картой, имеющей микрофонный вход; микрофон; установленная на компьютере программа Adobe Audition 3.0.

Компьютер. Теоретически любой, однако, для быстрой работы программы достаточно любого 2-хядерного процессора. Я записывал даже на Pentium 3. Но звук при записи отставал так, что его нельзя было прослушивать в режиме реального времени. Пел, убирая звук и не слыша себя – для качества это просто неприемлемо. Но технически выполнить запись возможно!

Микрофон. Теоретически любой, способный воспроизводить голос, однако тем, кому нужно высокое качество, рекомендуется приобрести джентльменский набор: любой (даже дешевый китайский) студийный микрофон + внешняя звуковая карта с наличием автономного питания (для студийного микрофона) + поп-фильтр для микрофона. Поясню.

Студийный микрофон. Характеристики любого микрофона, и даже хорошего концертного, но динамического микрофона не позволяют в полной мере передать ваш голос, все его оттенки. Эти микрофоны рассчитаны на то, что у вас есть хорошая усилительная и корректирующая аппаратура (микшеры, эквалайзеры и всякие «улучшайзеры»), способная вживую скорректировать то, что не дают они сами. Любой, даже дешевый, но студийный микрофон имеет гораздо более широкий диапазон частот. Поэтому этот набор необходим тому, кто надеется получить максимально качественный результат от записи.

Внешняя звуковая карта в диапазоне цен 4000р. – 5000р. Имеет огромные преимущества по сравнению с любой (даже игровой, но не профессиональной) звуковой картой компьютера. Это, прежде всего – почти не «шумящие» внутренние усилители (шум в десятки раз ниже); гораздо лучшее качество звука вообще; и (при наличии) фантомное электропитание для микрофона. Т.е. студийный микрофон напрямую подключается к такой карте. Помимо перечисленных свойств подобные карты имеют: гитарные (линейные) входы; прямой выход на наушники; регуляторы громкости входов и выхода на наушники. Подключение таких карт по USB-порту к любому компьютеру (ноутбуку). В качестве примера, можно привести “ M — Audio Fast Track ”.

Поп-фильтр. Обязателен, если вы купили студийный микрофон. Причины тут две. Первое: студийные микрофоны чрезвычайно чувствительны. Поэтому шипящие, свистящие звуки, а также «атакующие» «п», «б», «т», «д» при записи будут просто зашкаливать. И второе, пением без фильтра можно просто повредить микрофон – его мембраны достаточно уязвимы, особенно для сильного голоса.

Цена подобного «дешевого» набора сегодня в Москве будет составлять 200 – 330 U SD . Верхней границы у цены просто нет, т.к. цена только на профессиональный студийный микрофон зачастую превышает приведенную мною цену всего набора.

Перед записью самое важное – правильная настройка микрофона по уровню.

Вариант 1. Обычные и компьютер и микрофон. В этом случае, сначала необходимо найти в компьютере регулятор громкости микрофона (обычно: Пуск – Панель управления — Ваша звуковая карта.) Там включить сам микрофон (если выключен). Далее включаем Adobe Audition 3.0. в режим «Мультитрек» (Multitrack) . Для записи необходимо проверить настройки программы и звуковой карты. Для этого нажимаем верхнюю кнопку в поле 2-го трека (первый оставим пока, там будет минус) и в выпавшем меню выбираем «Настройка аппаратных средств звука» ( Audio Hardware Setup ). (Рис. 1)

Рис. 1.

В открывшемся окне (Рис. 2 и 3) в поле «Драйвер» ( Audio Driver ) на вкладках «Режим монтаж» ( Edit View ) и «Режим мультитрек» ( Multitrack view ) выбираем свою звуковую карту и нажимаем «Применить» ( Apply ).

Рис. 2

Рис. 3

Далее снова нажимаем верхнюю кнопку в поле «Трек» ( Track ) и выбираем свою карту на строке «Моно» ( Mono ) — Рис.4. Запись большинства микрофонов монофоническая.

Рис. 4

Теперь включаем запись на треке 2 кнопкой «З» ( R ) — она перекрашивается в красный цвет и тут же нам предлагают сохранить новую сессию, сохраняем новый проект. Далее включаем запись соответствующей кнопкой в поле «Перемещение» ( Transport ) — должна начаться запись с микрофона (Рис. 5).

Поем в полный голос и следим за амплитудой. Самое важное: амплитуда должна иметь хороший размах (сигнал не слабый!), но и зашкаливать не должна!

В этом и заключается настройка уровня. Если уровень слабый, он сравним с шумами усилителей вашей карты, т.е. при дальнейшей обработке качества просто не будет – при усилении слабо записанного голоса шумы так же усилятся. Если же амплитуда зашкаливает, ничего кроме хрипов вашего голоса вы так же не получите! Небольшие вылеты амплитуды (несколько раз за всю запись) в принципе допустимы. Но все же вы в самом начале вашей записи – если сделаете качественно, результат на выходе получите соответствующий, нет – и вся дальнейшая работа будет испорчена. Бывает, очень жаль, когда «классно было спето, но плохо записано»!

И еще. Если не удается настроить звук (идет постоянное зашкаливание или наоборот – уровень очень низкий), придется самому разобраться в настройках вашей звуковой карты. Бывает, что в звуковых картах используется дополнительное усиление (Boost). Его надо найти и отключить (или наоборот — включить). Поищите на панели управления «звуки и аудио устройства». Ищите «Настройка» там, где микрофон и запись.

Вариант 2. У вас студийный микрофон и звуковая карта с регуляторами.

Здесь вначале необходимо подключить внешнюю карту к Вашему компьютеру, правильно настроить ее – весь звук компьютера должен идти только через эту карту, как воспроизведение, так и запись. А затем уже настроить ее в программе AA 3.0, аналогично варианту 1, только устанавливаете драйверы вашей внешней, а не внутренней карты. А регулировка амплитуды производится регулятором на самой карте – оперативно и удобно.

Есть один очень важный момент при работе с внешними картами в программе АА 3.0. Дело в том, что программа по умолчанию будет выбирать внутреннюю карту, если внешняя отключена и НИКОГДА сама не устанавливает внешнюю (не видит ее).

Пример. Вы правильно установили внешнюю карту и даже пели через нее. Однажды отключили внешнюю карту и включили АА 3.0 без нее. Программа автоматически выберет настройки внутренней карты. При попытке подключить внешнюю карту и записи голоса через нее, запись не получится до тех пор, пока Вы снова не настроите АА 3.0 на внутреннюю карту. Это нужно понять и принять, хотя это безусловно неудобно.

Проверку настройки микрофона желательно производить перед каждой новой записью, чтобы не потерять зря время и вариант записи.

Приведу несколько ссылок, по которым даются сведения о настройке микрофонов в различных ОС Windows компьютеров:

Запись голоса проекта.

Сначала на первый трек вводим минус. Лучше всего начальную линию (желтая вертикальная, проходит вертикально через все треки) сразу установить на 2 секунды от начала (это пригодится при дальнейшей обработке) – см. Рис.6. А затем правой кнопкой мыши щелкаем на треке 1 и выбираем «Вставить» ( Insert ) «Аудио» ( Audio ), находим нужный нам файл минуса и вставляем его

Снова выставляем начальную линию на «ноль» и записываем голос на трек 2. При этом лучше петь в наушниках. Причем звук минуса лучше убирать на столько, чтобы вы его только слышали для комфортного пения, т.к. чувствительные микрофоны (особенно студийные) улавливают звук минуса даже из наушников. Нам же желательно записывать чистый голос без посторонних шумов. Для оперативной регулировки уровней громкости на треках в режиме «Мультитрек» ( Multitrack ) используются регуляторы громкости в панелях «Трек» ( Track ) — левый регулятор. Результат нашего пения и правильной предварительной настройки микрофона должен выглядеть примерно как на Рис. 7.

Читайте также:  Настройка привилегий групп в teamspeak

2.1. Коротко о редакторе в режиме «Правка»

Далее мы будем работать с записанным файлом в режиме «Правка» ( Edit ). Переход к «Правке» трека можно осуществить двойным нажатием на сам трек. Но лучше это делать таким же нажатием на название нужного трека в окне «Файлы» ( Files ). Дело в том, что неловким щелчком на самом треке можно его сдвинуть по линии времени (и не заметить этого). Синхронизация с минусом может быть потеряна (наше ухо слышит разницу во времени равной всего 25 миллисекундам!), и придется потом двигать файл на неизвестное нам время. Особенно это касается файлов голоса, записанных не сначала записи (например, бэки).

Основные функции, как в любом редакторе: выделение, копирование, удаление, перемещение и т.п. Но есть специфические. После выделения нужного участка трека можно быстро растягивать и сжимать сам трек или только выделенную его часть по линии времени кнопками на панели «Масштаб» ( Zoom ):

«Увеличить выделенное» ( Zoom To Selection ) — на размер экрана (Рис. 8);

«Уменьшить на всю по обеим осям» ( Zoom Out Full Both Axes ) — весь трек снова на экране (Рис. 9)

Рис.8

Рис. 9

Если вы не сохраняете свои действия, их можно отменять в меню «Правка» ( Edit ) (верхняя строка меню) – команда «Отменить…» ( Undo …). При достижении нужного результата, полученное лучше сохранить сразу. Иначе при внезапном выключении (зависании) компьютера, работа будет потеряна.

Все звуковые карты имеют внутренний шум, который при записи оказывается на вашем записанном голосе. Если карта обычная, шумы очень значительные. В Adobe Audition 3.0 имеется специальная функция чистки шумов. Для начала переведите трек с голосом в режим «Правка». Увеличьте масштаб выделением начала записи и нажатием кнопки «Увеличить выделенное» ( Zoom To Selection ) — Рис. 8. Нам нужны начальные 2 секунды, когда не звучал минус. Выберите на этом участке зону, где не было посторонних звуков, залетевших в микрофон (достаточно всего 1 секунды). Теперь в меню «Эффекты» ( Effects ) выберите « Restoration » — «Фиксация профиля шумоподавления» ( Capture Noise Reduction Profile ) — Рис. 10.

Рис. 10

Программа произведет анализ шума вашей карты. К сожалению, в каждой новой сессии этот процесс приходится делать снова (программа не сохраняет профиль шума для других сессий). Меняем масштаб кнопкой «Уменьшить на всю по обеим осям» ( Zoom Out Full Both Axes ) , чтобы видеть весь трек. В меню «Правка» ( Edit ) нажимаем «Выбрать всю волну» ( Select Entire Wave ) — выделяем весь трек. После этого в меню «Эффекты» выбираем « Restoration » и функцию шумоподавления: « Noise Reduction ». Откроется окно функции (Рис. 11). Здесь необходимо пояснить. Программа подавляет частоты, записанные ею, как «Шум» в процентах. Т.к. обычные звуковые карты имеют значительный уровень шума, применение подавления его на 100% приведет к значительным потерям в самом голосе – будет очень глухо, неестественно звучать. Поэтому на обычных картах регулятор на горизонтальной полоске « Noise Reduction Level » в окне функции надо устанавливать не более 70%. При работе с менее шумными (внешними или профессиональными) картами – не более 80%. Поверьте, этого вполне достаточно! Жмем «ОК» и получаем результат (Рис. 12)

Рис.11

Рис.12

Обратите внимание, линия времени стала тоньше (сравните с Рис. 8). Однако мы видим на ней еще какие-то всплески. Если послушать их – окажется, что это какие-то посторонние, не нужные нам звуки (например, сильные вдохи или щелчки). Удалять их нужно, применяя все тоже выделение фрагментов, растягивание их по оси времени для более четкого их фиксирования. Выделив нужный участок, в котором нужно удалить ненужные звуки, далее щелкаем в поле редактора правой кнопкой. В выпавшем окне выбираем «ВЫКЛ звук» ( Mute ) — все выделенное поле становится бесшумным (Рис. 13)

Рис. 13

Таким образом, удаляем все не нужные нам посторонние звуки и получаем результат (Рис. 14)

Рис. 14

Сравните с Рис. 12 – у нас только голос, без шумов.

Запись нашего голоса монофоническая. Для дальнейшей обработки ее необходимо сделать стереофонической. Для этого снова выделяем весь трек и в меню «Правка» ( Edit ) выбираем «Конвертировать тип сэмпла» ( Convert Sample Type ) — Рис. 15.

Рис. 15

Появится соответствующее окно (Рис. 16).

Рис. 16

По умолчанию стоят нормальные настройки (при желании можно поменять в сторону качества или наоборот). Имейте в виду, что увеличение битности, приводит к увеличению размера файла и времени на его обработку (критично для медленных компьютеров и для пересылки по почте). Поэтому жмем «ОК», получаем результат (Рис. 17)

Рис.17

Пока это еще не совсем стерео – псевдо стерео, т.к. сейчас оба канала абсолютно одинаковы, но они изменятся в ходе дальнейшей обработки.

После перевода трека голоса в стерео рекомендую:

· Сохранить трек и сессию

· Скопировать файл сессии и всю папку «…записано» куда-нибудь в другое место.

Для чего это нужно. Дальнейшая обработка звука не является окончательной и единственно возможной и верной, т.к. далее будет описана обработка только при помощи собственных средств программы Adobe Audition 3.0. Альтернативой этому служат множество плагинов, которые встраиваются в программу и обрабатывают звук по-другому (хотя принципы те же). Поэтому, потренировавшись только на средствах программы, вы получите практический навык и понимание всего процесса. Встраивание плагинов и управление ими – тут слишком много вариантов для выбора!

3. СВЕДЕНИЕ, МАСТЕРИНГ

Уже сейчас мы можем прослушать полученный результат в режиме «Мультитрек» ( Multitrack ), но пока это не интересно: чистый голос, эффектов нет, да и звук голоса не ах! Особенно при записи с обычного микрофона – глуховато звучит… Далее займемся улучшением.

Одно важное замечание. Неофициальные версии программы имеют одну неприятную особенность. Если вы при применении плагина (эффекта) захотите предварительно услышать результат, никогда не используйте соответствующую кнопку «Предпросмотр» на панели эффекта! Скорее всего, программа зависнет, и вы потеряете несохраненную работу. Поначалу я считал, что это просто неудачная версия лично у меня. Но потом прочитал об этом глюке в Интернете. Что же делать? Все просто. Либо пробуйте на небольшом отрезке голосового трека, либо сразу на всем голосе. Результат не понравился? Заходите в меню «Правка», отменяйте последнее действие и пробуйте другой эффект (настройку). Вот и все. О кнопке «Предпросмотр» забудьте – ее просто нет для вас!

Компрессия или сжатие звука – необходимый элемент звукозаписи. Он представляет собой процесс обработки, заключающийся в усилении «нужных» тихих звуков и ослаблении «ненужных» громких, самое главное – в нужные нам с вами моменты времени! Грубо описать процесс можно словом «выравнивание», только он гораздо сложнее, т.к. учитывает много параметров (частоту и фазу сигналов), а не только амплитуду, как громкость. Очень подробно принципы и работа с компрессией изложены здесь:

Коротко опишу 2 основных варианта:

Динамическая обработка. Расположена в меню « Эффекты » (Effects) — «Dynamics Processing» — «Amplitude and Compressions». Выбираем ее и видим ее панель (Рис. 18). В окне видим окно «Прессет эффекта». Нажав кнопку рядом с окном, видим уже готовые варианты «Пресет эффекта» ( Effect Preset ) настроенных компрессоров. Есть и те, что нужны для вокала. Для спокойной песни выбираю « Smooth Vocal », однако, надо зайти в его настройку — кнопка « Attack / Release ». И меняем цифры согласно Рис. 19. Это рекомендация многих (не моя). Хотя я для себя использую готовые настройки программы – результат меня устраивает. Проделав это, жмем «ОК», получаем результат (Рис. 20). Обратите внимание: в центре расположен регулятор громкости выделенной области (в данном случае всего трека). Я его прибавил на 3,9 Дб, т.к амплитуда сигнала была маловата. Не сохраняя пока результата, переключите в режим «Мультитрек» и прослушайте результат. Голос явно звучит лучше.

Рис. 18

Рис.19

Рис. 20

Многополосное сжатие ( Multiband Compressor ). Второй вариант компрессора, который работает, изменяя ваш голос по более сложному алгоритму – с применением одновременно 4-х компрессоров, настроенных на разные частотные характеристики. Снова переключаемся в режим «Правка» ( Edit ) голосового трека и отменяем пока результат динамической обработки (в меню «Правка»). Находится этот компрессор в поле «Эффектов» — «Амплитуда и сжатие» — «Многополосное сжатие» ( Effects – Amplitude and Compression – Multiband Compressor ) — Рис. 21.

Читайте также:  Yamaha vino настройка карбюратора

Рис. 21

Здесь также имеются настроенные пресеты. Я пользовался конкретно « Raise Vocals ». Используем его сейчас (не меняя его цифровых настроек) – «ОК». Получим результат (Рис. 22)

Рис. 22

Видно, что рисунок несколько другой – «пожирнее», да и амплитуду пришлось прибавить всего на 1,8 Дб. Т.е. видно, что разные компрессоры и работают по-разному. Пресетов в обоих вариантах много, так же как и микрофонов, и звуковых карт. Снова перейдите в «Мультитрек» и прослушайте результат. Если вы выберете какой то другой пресет, и результат вас устроит больше – значит вы нашли свою настройку под ваш микрофон и ваш голос. Надо только больше пробовать. Лучший результат сохраняем и идем дальше.

Устройств – компрессоров придумано множество. Это и ограничители уровней – лимиттеры, и подавители слабых звуков, и т.д. В литературе и в Интернете много материала по этому вопросу. Подробно опишу еще один важный и нужный компрессор.

Русский язык, к сожалению, богат свистящими и шипящими звуками. Обычная компрессия (и многополосная без специальных настроек) даже усиливает их иногда. Поэтому существуют специальные компрессоры, настроенные на ослабление этих неприятных на слух звуков. Они носят название DeEsser . Программа имеет целых три таких компрессора. Они настроены на разный уровень подавления этих звуков (в порядке уровня ослабления: « Light », « Medium », « Hard »). Это очень удобно – слишком много вариантов «микрофон + звуковая карта» у любителей звукозаписи! Поэтому пробуйте все варианты и выбирайте на свой слух и вкус. Находятся они в меню « Эффекты » (Effects) — «Dynamics Processing» — «Amplitude and Compressions» в списке пресетов .

Мое личное мнение. Компрессия – самый мощный инструмент обработки вашего голоса. Дать четкие рекомендации по настройкам невозможно, т.к. слишком много вариантов звукового оборудования и самих голосов. Но если вам удастся овладеть настройками компрессоров и выставить их правильно под ваш голос и «железо» — ваши записи станут профессиональными. Больше пробуйте, экспериментируйте, читайте литературу.

После компрессии (если это нужно) можно немного подкорректировать тембр голоса. Особенно это может быть актуально при записи с простых микрофонов. Я сам в режиме «Правка» использую « Graphic Equalizer » он находится в разделе « Filter and EQ ». Этот эквалайзер имеет три основных вида в 10, 20 и 30 полос соответственно (переключение кнопками). А так же содержит пресеты (готовые настройки) – Рис. 23. Скорее всего, пресеты подойдут только хорошим студийным микрофонам. Работу простых микрофонов, которые при записи обрезали частоты вашего голоса, думаю, уже особо не поправить. Но, кто желает, может попробовать подвигать рычажки! Только не увлекайтесь особо!

Рис. 23

Эффекты – всевозможные устройства, позволяющие придать вашему голосу различные краски: объем, различные виды помещений (холл, концертный зал и т.д.), эхо всевозможных видов. Эффектов программа имеет большое количество, однако практика показывает, что существует два основных способа их применения:

1. Эффект применяется непосредственно на треке с основным голосом.

2. Создается копия трека с голосом (разными способами) и эффект применяется на одном из треков с голосом. При этом, в финальном варианте звучат два терка: один с чистым голосом, другой с наложенным эффектом.

Как определить способ, который вам подойдет? Для этого надо посмотреть, как выглядит вкладка с тем эффектом, который вы хотите использовать. В качестве примера см. рис. 27. В поле «Выходной уровень» ( Output Level ) видим два регулятора: «Чистый» ( Dry ) и «Эффект» ( Wet ).

Основная рекомендация: Если такие регуляторы (их варианты) есть на интерфейсе данного эффекта, то выбирается способ №2. В противном случае можно попробовать применить эффект без создания дополнительных треков. Однако, всегда держите в голове именно способ №2. Если не удается хорошо выделить голос над минусом, если голос звучит глухо, сливается с музыкой, либо выберите другой эффект, либо попробуйте второй способ.

Остановимся подробнее на способе №2. Для начала необходимо создать еще один трек с вашим голосом, на котором и будут затем применяться эффекты. Т.е. при сведении буде звучать два трека: основной «чистый» и вспомогательный «с эффектом». Самый простой способ для этого: вставьте на трек 3 копию вашего голоса из трека 2. Для этого в режиме «Мультитрек» (Multitrack) :

· Установите линию начала записи на начало трека с вашим голосом (иначе вставка файла начнется от другого места)

· На панели кнопок найдите и нажмите кнопку « Move / copy Clip tool » (Рис 24)

· Левой кнопкой мыши щелкните на треке, который нужно скопировать (произойдет его выделение)

· На выделенном треке нажмите правую кнопку мыши и перетащите копию трека в другой трек (Рис 25). Происходит копирование трека и присвоение ему другого имени. Однако это копирование пока виртуально (в буфере памяти).

· В появившемся контекстном меню необходимо выбрать одно из четырех действий: « Copy Reference Here » (Поместить в это место ссылку на копию) , « Copy Unique Here » (Поместить в это место копию) , « Move Clip Here » (Изменить положение клипа) и « Cancel » (Отменить действие) .

· Для копирования левой кнопкой выбираем команду « Copy Unique Here » (Поместить в это место копию). Рис 25

· Далее в меню «Файл» ( File ) выбираем «Сохранить все» ( Save All ) и сохраняем его под именем «трек 3_001» (Рис. 26). Программа сохраняет новый трек в папку «…записано» и фиксирует копию трека 2 в треке 3.

· В режиме «Мультитрек» ( Multitrack ) видим картинку Рис. 27.

Рис. 24

Рис. 25

Рис 26

Рис. 27

Т.о. мы получили 2 одинаковых трека с голосом. Причем «трек 2_002» больше не трогаем. Снова открываем «трек 3_001» в режим правка и подбираем для него эффект.

Вариантов в программе много, но что можно посоветовать попробовать сразу?

Спокойные и лиричные песни: раздел « Reverb », подраздел « Studio Reverb » там чаще других пресеты « Vocal Reverb » ( medium или large ) иногда « Great Hall », иногда даже « Drum Plate » ( medium или large ).

На ритмичных песнях пользовался пресетами « Vocal Reverb » ( small ), « Room Ambience » или « Bigger Room Ambience » (уже подраздел « Reverb », а не « Studio »). Интересно, что « Room Ambience » есть еще и в разделе « Modulation » подраздел « Chorus ».

Для бэков, спетых в терцию с основным голосом, очень рекомендую применять « Acoustic Duet » или даже « Quartet » из раздела « Modulation » подраздел « Chorus ». Если правильно отрегулировать громкость на сведении — получается эффект хора на бэке ( прямо «Песняры»), причем сам этот хор уже разведен в ушах по стерео базе шире, чем основной голос.

Если надо увеличить стерео-базу (развести голос пошире), для этого можно использовать пресет « Stereo Expander » раздел « Stereo Imagery ». Причем ширина регулируется в процентах.

Важное замечание. Перед тем, как применить эффект на треке, который мы специально для этого создали, обязательно в окне управления этим эффектом найдите регуляторы « Dry » и « Wet » и установите их в положение, как на Рис. 27. Этим самым и достигается «выпуклость» голоса в общей записи. Т.е. у нас получается 100% «чистого голоса» и 100% голоса с эффектом (иногда хватает 40-60%. Определяется на слух). Жмем «ОК», после обработки слушаем результат в «Мультитреке». Если эффект не тот, пробуем другой. Если тот, но много (мало) – отменяем в «Правке» последнее действие и применяем тот же эффект, изменив уровень «Wet» (« Dry » не добавляем, это уровень «чистого» голоса). Если нашли то, что нужно, переходим к сведению. Результат применения эффекта лучше не сохранять («Мастеринг» может показать, что потребуется подстройка уровня эффекта и тогда придется вводить новый трек, снова копируя «чистый голос»).

Рис. 27

Альтернативный вариант применения эффектов изложен здесь:

Источник

Adblock
detector