Как настроить бас гитару?
Бас-гитара является одной из самых популярных и широко распространенных. Вместе с ударной установкой она отвечает за ритм-секцию, и очень редко можно встретить группу, в которой бы бас отсутствовал. При этом хорошие бас-гитарист пользуются огромной популярностью и способны воспроизводить совершенно самостоятельные, ведущие композиции.
Если же вы также решили освоить этот интересный инструмент, то для начала вам требуется разобраться с тем, как настроить бас-гитару, поскольку данный процесс оказывается несколько более сложным и затратным в плане сил и энергии. Как минимум, замена струн может быть довольно опасна, поскольку они находятся под большим натяжением, так что при всех работах соблюдайте правила безопасности.
Способы настройки бас-гитары 4 струны
Большинство музыкантов предпочитают именно стандартные 4-струнные бас-гитары, и, если вы посмотрите на настоящих мэтров своего дела, таких как Flee из Red Hot Chili Peppers или на Пола Маккартни, вы и сами сможете увидеть, что для настоящего мастерства каких-то дополнительных струн не требуется. Впрочем, это лишь вопрос вкуса и для некоторых жанров 5-струнный бас в drop-d тюнинге обязателен.
С помощью тюнера
Вам даже не нужно досконально знать, как настроить бас-гитару с помощью такого устройства, ведь оно все сделает за вас.
Стоит отметить, что тюнеры также бывают разными, и главное их различие заключается в способе приема входящего сигнала. Часть из них имеет встроенный микрофон, с которым они улавливают звук, сравнивая его с правильной тональностью и демонстрируя вам степень отклонения от заданной нормы. В то же время подобные варианты не слишком хороши для шумных помещений, репетиционных баз и перед выступлениями, так как сама по себе бас-гитара в не подключенном состоянии издает не слишком громкий низкочастотный звук, грамотно уловить который могут только действительно хорошие микрофоны.
Другая разновидность – это те, которые подключаются напрямую через кабель. Они отличаются большей точностью, и самым главным их преимуществом является то, что настраиваться с ними можно в любом шуме. При этом, подбирая тюнер, стоит ориентироваться на те, в которых есть множество режимов, в том числе возможность настройки 5 и 6 струнных бас-гитара. Подобное устройство может помочь вам в долгосрочной перспективе.
По флажолетам
Многие профессиональные музыканты утверждают, что даже при наличие хорошего тюнера, вы обязаны знать, как настроить бас-гитару с 4 струнами по флажолетам, так как этот способ очень точен и при сноровке отнимает минимум времени.
Для начала нам понадобиться камертон с нотой Соль (G), по которому мы настраиваем открытую первую, самую тонкую струну. Далее мы касаемся ее на флажолете седьмого лада, извлекая ноту Ре (D). Такая же нота получается при касании флажолета второй струны на пятом ладу. По данной схеме мы настраиваем третью и четвертую, на которых флажолеты на седьмом ладу будут извлекать ноты Ми и Си, соответственно.
Настройка на слух
Разумеется, производить подобные манипуляции необходимо только в достаточно тихом помещении для того, чтобы вы могли безошибочно определить ноты. Важно также отметить, что стандартный строй бас-гитары, это EADG, то есть Ми, Ля, Ре, Соль. В отличие от большинства других струнных инструментов, бас настраивается с помощью камертона по открытой третьей струне, поскольку большинство камертонов настроены на идеальную Ля.
Настройка бас-гитары 5 струн
На самом деле, настроить такую бас-гитару ничем не сложнее, хоть и немного дольше, чем с другими моделями. Стандартный строй пятиструнного баса, это BEADG, то есть все абсолютно то же самое, что на стандартном басу, но с добавлением еще одной, самой толстой струны, настроенной в открытом состоянии в ноту Си.
Если вы собираетесь заниматься подготовкой инструмента по слуху, то тут просто отталкивайтесь от того, что зажатая на пятом ладу пятая струна должна звучать также, как и открытая четвертая. Ну а в том случае, если вы используете камертон или специальные тюнеры — все еще проще. Важно отметить, что в случае с пятью струнами часто используются нестандартные тюнинги, однако это варианты для более опытных музыкантов, которые действительно знают, что делают.
Как настроить мензуру на бас-гитаре
Это довольно важный процесс, непосредственно влияющий на качество звука и удобство правильного извлечения нот по всей длине грифа. Да, на заводах производители производят какую-то базовую, первичную настройку, и при этом она бывает довольно неплохой, но в данном случае перепроверка никогда не будет лишней.
Бридж большинства бас-гитар фиксирован и в нем каждая струна располагается в своей канавке, и может регулироваться отдельным винтом. Именно с помощью его регулировки мы и будем отстраивать мензуру. Процесс довольно прост. Для начала нужно идеально остроить открытые басовые струны, затем сравнивать звучание каждой из них в открытом состоянии и зажатой на двенадцатом ладу, где она должна давать такую же ноту, но выше на одну октаву. Если звук отличается, воспользуйтесь регулировочным винтом с пружинкой, чтобы добиться идеального нотного попадания. Для большей точности специалисты советуют просто слушать звук флажолета на двенадцатом ладу.
Настроить мензуру бас гитары не слишком сложно. Да, в первый раз у вас могут возникнуть определенные трудности, но попробовав все на практике, уже очень скоро вы будете проводить все процедуру на автомате за считанные минуты при каждой замене струн.
Высота струн
Это еще один показатель, который определяет комфортабельность игры, ведь чем ближе сами струны располагаются к ладам, тем проще их зажимать, особенно когда речь идет о баре и разных иных сложных приемах. Эталонное расстояние от самой толстой из них до 12 лада составляет от 2,8 до 2,5 мм, а для самой тонкой – от 2,4 до 1,8 мм.
Анкер
Надо отметить, что струны для бас-гитар из-за своей толщины оказывают на инструмент мощное постоянное давление. Так что даже если при покупке с грифом все идеально, это совсем не значит, что ситуация не измениться на протяжение ближайших нескольких месяцев или лет.
Обычно анкерный болт располагается в грифе, и регулировать его можно специальным ключом, расположенным неподалеку от колков. Тем не менее, подходить к подобному процессу нужно максимально аккуратно. Лучше доверять настройку анкера профессионалам, так вы будете точно уверены в грамотном подходе и безопасности вашей гитары.
Взяв на вооружение изложенные выше приемы, вы без труда сможете научиться быстро настраивать собственный инструмент, добиваясь от него максимально качественного звучания, и обеспечивая удобство длительной игры.
Источник
AllFrets
Три способа взять флажолет
Но сначала несколько советов по настройке гитары.
НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ
Мензура это расстояние от верхнего порожка до бриджа. Фактически это длина той части струны, которая звучит. Настроить ее несложно. Есть два способа.
- По тюнеру: Струна, зажатая на 12 ладу должна издавать ту же самую ноту, что и открытая струна, звучащая октавой выше. Если струна звучит ниже, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада больше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Значит, мензуру нужно укоротить. Если струна звучит выше, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада меньше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Мензуру нужно удлинить. Все, что тебе понадобиться для отстройки мензуры – это отвертка и тюнер. На бридже находятся ползунки. Чем ближе ползунок к бриджу, тем длиннее струна и наоборот. Надеюсь, дальнейшие пояснения не требуются.
- На слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же струна, зажатая на 12 ладу. Мензура регулируется по тому же принципу и все теми же ползунками.
ВЫСОТА СТРУН
Струны своим натяжением выгибают гриф по форме лука. Анкерный стержень, препятствуя этому, выгибает гриф в противоположную сторону. В первую очередь необходимо ослабить анкер, чтобы под струной образовался небольшой прогиб. Затем натягивай анкер, пока четвертая, пятая и шестая струна не начнут звенеть об лады при игре от первого до седьмого лада. Причем, мягкое звукоивлечение не должно вызывать звона. Во время регулировки следи за строем гитары.
УСТАНОВКА СТРУН
Способов конечно много и каждый выбирает что-то свое. Вот один из возможных вариантов установки струн, который я нашел где-то на просторах интернета. Может, будет кому-нибудь полезен.
1. Протягиваем струну в отверстие колка так, чтобы оставался запас для нескольких витков струны на колке (об их количестве далее).
2. Начинаем поворачивать колок в нужном направлении, в каком — догадаетесь сами.
3. Во время намотки первого или первых двух витков следим за тем, чтобы они были над отверстием в колке и соответственно над струной, протянутой в колок.
4. Все остальные витки под отверстием. Таким образом, получилось, что хвостик струны зажат между витками. Это добавит надежности вашему строю.
5. Некоторые в добавление к этому протягивают хвостик струны опять в отверстие колка, получая что-то вроде узелка.
Примерное количество витков на колке:
- 1 струна — 4-5
- 2 струна — 4
- 3 струна — 2-3
- 4 струна — 2
- 5 струна — 2
- 6 струна — 2
При намотке струн на колок многие допускают грубейшую ошибку: пропускают струну в отверстие колка, а затем наматывают струну на колок путем накидывания петель поверх колка. Так делать категорически не рекомендуется, так как струна скручивается и приобретает свойства сходные с пружиной. Результат — испорченный звук струны, потеря сестрина, невозможность точной настройки.
Струны не рекомендуется ставить больше одного раза, а если и ставишь снятые, то нужно делать это очень аккуратно и следить за тем, чтобы на струне на протяжении мензуры (в остальных местах это менее актуально) не образовывались эдакие сгибы: ___/\___ Сия неприятность при натяжении струн может и исчезнет, но только визуально, а вот на звуке это отразится сильно: потеря сустэйна, отвратительные высокочастотные вибрации (особенно при игре с distortion), настройка мензуры.
НАТУРАЛЬНЫЙ ФЛАЖОЛЕТ
Натуральный флажолет по своему звучанию порой напоминает колокольный звон. Сейчас я объясню физические основы его звукоизвлечения. Так колеблется открытая струна:
Если же ее колебание остановить посередине, то она будет вибрировать следующим образом:
В этот раз струна вибрирует в два раза быстрее, а, следовательно, и звучит на октаву выше. Чтобы исполнить такой флажолет просто поставь палец на струну прямо над двенадцатым ладом, НО! не прижимай ее. Просто слегка коснись прямо над металлическим порожком. Извлеки ноту и сразу же убери палец.
Надеюсь, принцип понятен – флажолет можно извлечь там, где струна делиться на равные части. Над седьмым либо девятнадцатым ладом струна делиться на три части.
Этот флажолет будет звучать на октаву с квинтой выше открытой струны.
Над пятым ладом струна делиться на четыре равные части. Этот флажолет будет звучать на две октавы выше открытой струны.
Серию флажолетов можно, конечно, продолжить, однако их будет все сложнее и сложнее исполнять.
Упражнение 1. Здесь, как ты видишь, присутствует флажолет, взятый на четвертом ладу.
Упражнение 2. И еще одно упражнение, в котором будешь извлекать по два натуральных флажолета одновременно.
ИССКУСТВЕННЫЙ ФЛАЖОЛЕТ
Или, как его еще называют, медиаторный флажолет способен очень сильно разнообразить и украсить соляк. Извлекается он, в отличие от натурального, на любом ладу любой струны. Для этого необходимо просто слегка наклонить медиатор при извлечении ноты и одновременно с этим слегка задеть струну большим пальцем, после чего резко убрать руку, чтобы ее не заглушить. Возможно, на словах все элементарно, однако в реальности научиться этому приему довольно трудно. И, уж поверь мне, пройдет много времени, прежде, чем ты сможешь высекать медиаторные флажолеты один за другим везде, где захочешь. Но оно того стоит! 🙂
Примеры искусственных флажолетов: раз, два, три. Ты наверняка не раз слышал это характерное внезапное «взвизгивание» электрогитары на включенном дисторшн в стилях Hard Rock, Heavy Metal и иже с ними. Вот несколько упражнений на развитие навыка, однако перед их выполнением советую посмотреть наглядный ролик по искусству высечения медиаторных флажолетов.
ТЭППИНГОВЫЙ ФЛАЖОЛЕТ
Этот флажолет извлечь довольно просто. Пару упражнений, которые помогут тебе его освоить, ты найдешь в уроке больше тэппинга.
НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ
Этот способ настройки очень напоминает способ описанный, в уроке штрих при переходе со струны на струну, однако является более точным. Речь идет о натуральных флажолетах.
- Флажолет, взятый на седьмом ладу первой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу второй струны
- Флажолет, взятый на пятом ладу второй струны, звучит так же, как флажолет, взятый на четвертом ладу третьей струны
- Флажолет, взятый на седьмом ладу третьей струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу четвертой струны
- Флажолет, взятый на седьмом ладу четвертой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу пятой струны
- Флажолет, взятый на седьмом ладу пятой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу шестой струны
На этом все. Надеюсь, урок оказался полезен. В следующем уроке ты освоишь такие приемы, как вибрато, бенд, рейк и некоторые другие. Это поможет мне сделать следующие уроки более информативными.Удачи!
Источник
Флажолеты. Еще один способ настройки гитары
Флажолет (от французского flageolet – флейта) – прием игры на гитаре (на самом деле, на любом струнном инструменте) при котором извлекается красивый гулкий звук, напоминающий тембр флейты. Попробуем исполнить его: прикладываем палец левой руки к первой струне в месте точно над металлической полоской 12-го лада (не зажимаем, а просто кладем на нее – струна не должна касаться грифа), затем играем струну правой рукой, а палец левой после этого сразу же убираем. Если делаем все правильно, получается эхоподобное звучание, похожее на гудение вилочного камертона. Прием можно исполнять на любой струне в местах ее частичного деления (1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.). 12-й лад и первую струну мы взяли потому, что так проще.
Металлический порожек 12-го лада делит струну ровно пополам, 7-го лада на части 1/3 и 2/3 от целой струны, 5-го – на 1/4 и 3/4. Таким образом, в этих местах можно сыграть флажолеты. Однако, на части делятся не только открытые струны, например, если зажать ту же первую струну на 3-м ладу, тогда флажолет можно будет сыграть на 15-м, правда прикладывать к струне придется уже палец правой руки, а играть ее средним, безымянным или мизинцем левой. Флажолеты, сыгранные на зажатых струнах называются искусственными, а на открытых натуральными или естественными. При игре на акустической гитаре в силу ее специфики чаще используются натуральные флажолеты, искусственные звучат на ней очень тихо.
Характерно, что флажолет – это не просто абы какой звук, а нота, такая же как и все остальные. Когда точка приложения пальца к звучащей струне находится посередине (12-й лад), высота исходной ноты (то есть такой, как будто мы играем струну обычным способом) повышается на октаву; если точка приложения 2/3 или 1/3 (7-й или 19-й лад) – на октаву и квинту (на 19 полутонов); если – 3/4 (5-й лад) или 1/4 – на две октавы. Можно удостовериться в этом померив высоту флажолетов с помощью программы Tunit v.3.40 или определив ее на слух. В начале статьи мы играли прием на 12-м ладу первой струны Ми (Ми 1-й октавы) и получали соответственно Ми 2-й октавы (про октавы смотрим здесь).
В нотной записи флажолеты обозначаются так:
(XII – номер лада), или латиницей –
Здесь нота Ми говорит о том, что флажолет играется на первой струне, однако встречается обозначение, при котором под высотой ноты в записи подразумевается высота самого флажолета, то есть
то же самое, что и
Также имеет место следующая запись:
Имеется ли в виду в конкретном случае высота обычного звучания струны или самого флажолета, а так же натуральный флажолет или искусственный, приходится определять из контекста, например, здесь
флажолет искусственный, потому что его нельзя сыграть ни на какой открытой струне, и нота Ля подразумевает его высоту.
Кроме того, с помощью этого приема игры можно настраивать гитару. Настраиваем первую струну, например, по камертону. А дальше следуем правилам:
- флажолет на 5-м ладу 2-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 1-й струны;
- 3-я струна на 4-м ладу звучит в унисон 2-й струне на 5-м ладу;
- флажолет на 5-м ладу 4-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 3-й струны;
- флажолет на 5-м ладу 5-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 4-й струны;
- флажолет на 5-м ладу 6-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 5-й струны.
Можно также сначала настроить 4-ю и 5-ю струны по камертону, флажолеты на их 7-м и 5-м ладах – это нота Ля.
Игорь Воронин, 7 января 2008
Теодора 13 сентября 2017 07:08
Для настройки гитары c помощью онлайн тюнера Вам понадобиться только минимум знаний, а именно какими буквами обозначаются струны.
Тэрезе 26 сентября 2017 04:38
Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности.
Айнур 3 октября 2017 11:06
Кроме портативных устройств, на ПК также имеется масса различного софта для гитаристов. Действуют они по-разному – какие-то как обычные тюнеры через микрофон, какие-то просто дают нужный звук, и настраивать приходится на слух. Так или иначе, работают они так же, как и механические тюнеры – просто для настройки акустической гитары понадобится хоть какой-нибудь микрофон.
Нинет 9 октября 2017 11:02
Все они настроены в кварту, и только четвертая и пятая между собой образуют уменьшенную квинту – другой интервал. Это также связано с тем, что таким образом проще исполнять некоторые произведения. Кроме того, это важно при настройке гитары на слух.
Шейла 16 октября 2017 03:24
Спасибо за информацию. Никогда еще не пользовался таким способом настройки гитары. Вообще я сам плохо настраиваю гитары. Прошу настроить друга. Он их настраивает как бог, хотя сам вообще играть не умеет.
В комментариях не предусмотрена дискуссия, если вы хотите получить ответ на свой вопрос или пообщаться с другими пользователями, пишите на форуме. Комментарии, не имеющие отношение к статье, удаляются.
Источник