Меню

Инструмент для настройки голоса



Программы для обработки голоса для записи песен

Чтобы записать профессиональное музыкальное произведение, недостаточно наложить голос на музыку. В большинстве случаев такие композиции подвергаются тщательной обработке, чтобы достичь наивысшего качества звучания. Для решения этой задачи существуют специальные программы, используемые как настоящими специалистами, так и любителями по всему миру.

Audacity

Мы не раз рассказывали об Audacity в статьях на нашем сайте. Основная функция аудиоредактора, из-за которой его устанавливают чаще всего — обрезка записей и наложение разных звуковых дорожек друг на друга. Однако в нем присутствует немало других возможностей, среди которых и те, что отлично подходят для обработки вокала исполнителя и дальнейшего его сведения с музыкой. Интерфейс программы поделен на несколько блоков. В верхней части окна размещены инструменты управления проектом (воспроизведение, параметры, выбор устройств и др.). Центральную область занимает рабочее пространство, где размещаются и обрабатываются звуковые дорожки. В нижней части находится инструмент для точного выделения определенных фрагментов до миллисекунд.

Для поставленной цели можно использовать функции очистки записи от шума, наложения различных аудиоэффектов, а также изменение высоты и темпа. Audacity обладает не столь широким спектром возможностей для обработки вокала, но это компенсируется полной бесплатностью редактора. Готовый проект сохраняется в одном из следующих форматов: MP3, M4A, FLAC, WAV, AIFF, OGG, MP2, AC3, AMR и WMA. Из недостатков стоит выделить не самый удобный интерфейс, с которым бывает сложно разобраться с первого раза, но здесь поможет наличие русскоязычной версии.

FL Studio

FL Studio является профессиональной цифровой звуковой рабочей станцией с огромным спектром функций. С ней работают многие музыканты, поэтому сомневаться в эффективности не приходится. Основная направленность программы — работа с электронными жанрами. Хотя большая часть инструментов предназначена именно для создания и редактирования музыкальной составляющей, для обработки здесь вокала тоже предусмотрено немало возможностей.

Немаловажная часть FL Studio основана на использовании встроенных или дополнительных плагинов. Они представляют собой отдельные инструменты, которые отлично дополняют и расширяют возможности аудиоредактора. Студия поддерживает формат VST для установки отдельных плагинов. Русскоязычный интерфейс не предусмотрен, что может стать проблемой для начинающих пользователей, учитывая количество различных опций, элементов управления и т. д. Само решение является платным, причем имеет довольно внушительный ценник. Поэтому FL Studio больше подходит для продвинутых звукорежиссеров и музыкантов, а не для любителей.

Adobe Audition

Редактор Adobe Audition предназначен для профессиональной обработки звука. Он позволяет работать не только с музыкой, но и с видеофайлами, однако для таких целей подойдет более специализированное ПО, даже от тех же Adobe. Чаще всего рассматриваемое приложение используется для записи и сведения вокала с минусом. При этом голос предварительно обрабатывается с помощью множества внутренних и внешних инструментов.

В число базовых функций для обработки голоса входит редактор частотного диапазона, коррекция тональности звука и устранение шума, а также других помех. Каждый инструмент открывается в отдельном окне, где осуществляется его подробная настройка. Например, для изменения частотного диапазона необходимо воспользоваться спектральным редактором и инструментом «Лассо». В нем звук очищается и модифицируется, дополнительно могут быть наложены эффекты на определенных частотах.

Что касается внешних инструментов, в Adobe Audition предусмотрен модуль VST-плагинов, причем последние создаются как самой компанией, так и независимыми разработчиками. Неудивительно, учитывая бренд и спектр возможностей, что Аудишн является платным с довольно внушительной стоимостью. А ознакомительная версия на 30 дней требует установки и регистрации в специальном приложении Creative Cloud.

Cubase Elements

Cubase Elements — очередное ПО для создания, записи и микширования музыкальных композиций. Ориентировано как на обработку уже существующих аудиофайлов, так и на полное их создание с нуля. Удобно, что все рабочие блоки расположены внутри одного окна, а не открываются в виде отдельных объектов. Причем предусмотрена возможность свободно регулировать их и перемещать. Основные инструменты для обработки и сведения музыки расположены в микшере «MixConsole», который в главном окне представлен в миниатюрном виде, однако присутствует возможность открыть его полностью со всеми элементами управления.

Стоит отметить метроном, который может быть детально настроен. Пользователь устанавливает условия использования инструмента, предварительные пустые такты и выходы клика. Если применять его в совокупности с «Панелью квантайза», можно добиться наиболее ровного звучания. Как и во многих предыдущих решениях, поддерживаются VST-плагины. Cubase Elements обладает потрясающими возможностями для работы с любыми звуками. Главная проблема заключается в крайне высокой стоимости. Поэтому в большинстве случаев программа подойдет только для профессионалов.

Читайте также:  Настройка usb конденсаторного микрофона

Virtual DJ

Как понятно из названия, Virtual DJ является отличным приспособлением для диджеев. Однако здесь есть средства, которые подойдут и для звукорежиссеров, музыкантов. Интерфейс имитирует полноценный диджейский пульт с двумя дисками и множеством элементов управления. Присутствует небольшая, но интересная библиотека со звуковыми эффектами, самым популярным из которых является «диджейский скретч».

Изначально Virtual DJ предназначен для совмещения двух и более музыкальных композиций, организации грамотных переходов между ними, а также добавления новых звуковых эффектов и создания ремиксов в реальном времени. Однако в нем содержится внушительный список возможностей, среди которых и инструменты для обработки голоса. Интерфейс имеет довольно сложную структуру, как и настоящие профессиональные пульты, но у продвинутых пользователей не возникнет проблем при его освоении. Перевод меню на русский язык не предусмотрен, а ознакомительная версия ограничена по времени.

Ableton Live

Ableton Live — довольно необычная звуковая станция, подходящая как для работы в реальном времени на живых выступлениях, так и для создания и обработки музыкальных композиций в студийных условиях. Переключение между режимами осуществляется путем нажатия клавиши Tab. Создание собственных треков с нуля происходит в режиме «Аранжировка». В нем же сосредоточены инструменты для обработки вокала и музыки.

Готовые проекты экспортируются в виде широко настраиваемого аудиофайла. Пользователь выбирает желаемый формат, регулирует качество звучания и устанавливает дополнительные параметры. Поддерживается экспорт MIDI-клипа для дальнейшего редактирования проекта в других звуковых станциях. На сайте Ableton Live представлен внушительный список официальных VST-плагинов, каждый из которых устанавливается бесплатно. Также возможна установка модулей от сторонних разработчиков. Русскоязычная версия отсутствует, а сам софт требует покупки лицензии стоимостью от 99 до 749 долларов.

АудиоМАСТЕР

АудиоМАСТЕР — отличный софт от российских разработчиков для работы с композициями, нацеленный на любителей музыки. В связи с этим в нем сосредоточено не так много профессиональных инструментов, однако для рядовых пользователей этого будет вполне достаточно. Сразу после запуска отображается удобный Мастер начала работы, предлагающий открыть файл, извлечь звук из видео, загрузить с аудио-CD, записать звук с микрофона или соединить файлы. Еще доступен подробный учебник и справка на русском языке.

Обработка голоса и музыки осуществляется двумя способами: путем наложения специальных эффектов или использования инструментов «Эквалайзер», «Ревербератор», «Питчер» и др. И первые, и вторые представлены в виде вертикального списка слева от блока редактирования звуковой дорожки. Они позволяют изменять темп, голос, громкость, добавлять эхо, атмосферу и т. д. Последние подразумевают фоновые шумы, например «Парк» или «Дождь на крыше». Это лишь некоторые возможности АудиоМАСТЕРА, помогающие в обработке вокала и композиций в целом. Полный список функций гораздо обширнее, с ним можно ознакомиться в подробном обзоре приложения на нашем сайте. Для полноценного использования необходимо приобрести лицензию.

Мы рассмотрели наиболее популярные и эффективные решения для обработки вокала, которые актуальны на сегодняшний день. Большинство из них являются профессиональными и вызовут ряд сложностей у начинающих пользователей. Так, они подходят не только для поставленной задачи, но и для многих других, направленных на создание, запись и редактирование музыкальных треков. А главная проблема в том, что они имеют довольно сложный, хотя и однообразный, интерфейс, поэтому нужно тратить время на обучение.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Настройка язычковых инструментов

Частота колебаний язычка в некоторой степени зависит от силы воздушного потока, действующего на язычок. В тех пределах, в которых изменяется давление воздуха в меховой камере инструмента, частоты язычков могут изменяться до 12 центов, точность же настройки, которой достигают квалифицированные мастера,— единицы центов. Поэтому язычковые инструменты настраивают при строго постоянном давлении воздуха, близком к нормальному среднему давлению воздуха в меховой камере инструмента, соответствующему средней громкости звучания.
Минимальная разница в давлении воздуха по обе стороны язычка, при которой в нем могут возбудиться колебания, так называемый порог возбуждения язычка, равен в среднем 4—25 мм вод. ст. и увеличивается от низких нот к высоким.

Читайте также:  Настройка системы через реестр

О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя

Минимальность порогов возбуждения — один из показателей высоких звуковых качеств язычковых инструментов. Различие порогов возбуждения соседних тонов не должно быть заметно на слух. Слишком высокое давление воздуха на язычок приводит к срыву его колебаний. В хороших инструментах порог срыва колебаний составляет 210—250 мм вод. ст. Настройка при средней величине давления воздуха в камере приводит к тому, что при достижении пороговых значений давлений частота колебаний язычка будет отклоняться от среднего значения на 1 —1,5 Гц. Общая величина изменения частоты язычка при изменении давления воздуха от порога возбуждения до порога срыва колебаний — показатель стабильности строя.

Область темперирования и этапы настройки

Высотное положение области темперирования в язычковом инструменте несколько иное, чем в фортепиано,— обычно это октава ми 1 — ми 2 . Это объясняется тем, что октава ми 1 —ми 2 находится практически посредине диапазона мелодии язычкового инструмента, в ней хорошо прослушиваются биения в настраиваемых квинтах и квартах.

Принципы построения планов настройки такие же, как описанные нами ранее для фортепиано. Общее количество настроек язычкового инструмента меньше, чем у фортепиано.

Различают черновую настройку язычков с точностью примерно 1/2 полутона, предварительную настройку голосовых планок с точностью 1/12 — 1/16 полутона и окончательную настройку голосовых планок уже в корпусе инструмента с точностью 1/32 полутона.

Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты

Частота колебаний любой системы пропорциональна корню квадратному из отношения жесткости системы к ее колеблющейся массе. Поэтому при шлифовке металла язычка частота изменяется в зависимости от того параметра, который больше изменился в результате данной операции.

При шлифовке в любом месте язычка одновременно меняются и его масса, и жесткость. Однако степень этого изменения различна в зависимости от места обработки. Обработка основания язычка уменьшает отношение жесткости к массе, так как изменяет жесткость в большей степени, чем массу. Поэтому при такой обработке частота колебаний язычка уменьшается. Аналогично рассуждая, легко понять, что при обработке вершины язычка частота его собственных колебаний увеличивается.

Инструменты для настройки

Инструмент для настройки язычков несложен. Это шаберы круглого сечения, надфили (с мелкой бархатной насечкой), тонкая стальная пластинка-подголосник (иногда называемая голосником, стройником), поддерживающая язычок при его обработке, крючки для подъема внутренних язычков. Могут понадобиться наковальня, молоток, плоскогубцы, нож и ножницы.

На предварительной настройке, когда снимается достаточно толстый слой металла, применяется абразивный круг, приводимый в движение небольшим электродвигателем с помощью гибкого вала.

В фабричных условиях настройку производят в специальной заглушённой кабине, которая оборудована воздуходувкой — устройством для создания необходимого перепада давлений воздуха по обе стороны язычка (за счет разрежения воздуха). Стол воздуходувки снабжен специальным приспособлением для зажима голосовой планки. Установив голосовую планку, ее сначала возбуждают щипком с помощью подголосника.

Предварительную настройку производят в унисон по контрольным (эталонным) язычкам. При подкладывании подголосника под внутренний язычок надо следить за тем, чтобы язычок не заклинивался и не деформировался.

Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки

Высота звучания язычка изменяется в процессе его механической обработки, которая создает в теле язычка напряжения. Их релаксация приводит к последующему изменению жесткости в месте крепления язычка и, как следствие, к изменению высоты звука. При обработке язычок нагревается, и в процессе остывания в нем также изменяются напряжение и высота звука. В результате явлений релаксации звук, издаваемый язычком, повышается довольно быстро после окончания его настройки; для разных язычков это повышение различно.


Приклейка лайки вызывает противоположное изменение частоты — понижение звука. Эта операция в какой-то мере компенсирует завышение звука, вызываемое релаксацией механических напряжений. Точную настройку проводят уже после приклейки лайки. Если настройку язычков производят по слуху, то пользуются контролем частоты биений, которая для настроенных интервалов та же, что и для фортепиано.

В настоящее время существуют специальные приборы, которые существенно облегчают процесс предварительной настройки в производственных условиях. В этом случае частоты язычков сравниваются с эталонными частотами, вырабатываемыми электронным генератором, а контроль степени настройки осуществляется визуально по экрану электронно-лучевой трубки.

Читайте также:  Dir 300 настройка конвекс

Что влияет на точность настройки

На высоту тона язычков влияют резонаторы и корпус инструмента, поэтому окончательная, чистовая настройка производится только в корпусе того инструмента, в котором будут установлены данные резонаторы. Здесь необходимо проверить состояние и качество приклейки лайковых клапанов на планках, влияющих на настройку.

На точность настройки язычка на голосовой планке влияет даже плотность установки планки на резонаторе и надежность герметизации планки по периметру канифольно-восковой мастикой. При неплотной установке и разгерметизации планка сама начинает вибрировать вместе с язычком, давая биения в звуке.

Инструмент и оборудование, применяемые при окончательной настройке, в принципе не отличаются от инструментов для предварительной настройки, но метод настройки в большинстве случаев слуховой, по биениям, который пока позволяет достичь большей точности.

Определения направления темперации

Поэтому здесь иная методика определения направления темперации. Основание язычка плотно зажимается каким-либо металлическим ребром, при этом повышается жесткость язычка, а его собственная частота увеличивается.

Допустим, мы проверяем нижний язычок интервала, направление темперации которого должны определить. Прижатие основания повышает частоту нижнего звука, и это повышение либо увеличивает число биений в данном интервале, либо уменьшает. Увеличение числа биений говорит о том, что интервал был настроен в зоне сужения интервала, уменьшение числа биений — о том, что интервал был настроен в зоне расширения.

Настройка области темперирования

В многоголосых инструментах (современные аккордеоны и баяны) область темперирования настраивают по какой-либо одной паре язычков на сжим и разжим меха. Язычки на других голосовых планках закрывают пластинкой с мягкой прокладкой (например, лайкой). Планки области темперирования, оставшиеся открытыми, называют строевыми.

После настройки области темперирования настраивают все остальные строевые планки, находящиеся в том же ряду.

Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков

Дальнейший порядок настройки планок мелодии и аккомпанемента может быть выбран следующий:

  • язычки басовой части большой октавы (октавными интервалами по язычкам мелодии, принятым за строевые);
  • язычки басовой части малой октавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
    язычки контроктавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
  • язычки первой октавы аккомпанемента (в унисон с язычками мелодии);
  • язычки малой октавы аккомпанемента (в октаву с язычками первой октавы аккомпанемента);
  • язычки нестроевых планок мелодии (в унисон с язычками строевых планок мелодии).

В многоголосых инструментах третьи и четвертые ряды язычков настраивают в октаву и в розлив с язычками строевых планок, возможен также и пятый ряд язычков, который настраивают на октаву выше.

Опиливание язычков в процессе настройки требует высокой тщательности и аккуратности. Поспешность приводит к многократному снятию слоя металла то у основания, то у вершины. Многократное подпиливание язычка ухудшает его свойства: снижается стабильность частоты при изменении воздушного давления, понижается порог срыва колебаний, уменьшается громкость, ухудшается тембр — он становится гнусавым, неглубоким. Единственное улучшение — понижение порога возбуждения — не оправдывается на фоне прочих нежелательных изменений звуковых свойств.

Бывают язычки другого рода — слишком жесткие. Недостатки таких язычков: повышенный порог возбуждения, необходимость большого расхода воздуха, громкий, крикливый тембр.

Контроль качества настройки

Качество настройки необходимо постоянно контролировать. Каждый вновь настраиваемый ряд голосовых планок нужно проверять по возможно большему числу ранее настроенных рядов интервалами в унисон и октаву. Требуется обязательная сверка язычков мелодии, баса и аккомпанемента.

Целесообразно проверить последовательность одноименных интервалов и обратить внимание на равномерность изменения частоты биений в соседних интервалах. Если инструмент имеет розлив, то его тембральная окраска также должна равномерно изменяться от тона к тону.

Заканчивают проверку строя контролем правильности звучания аккордов в мелодии и басах, а также проверкой одновременно звучащих аккордов мелодии и аккомпанемента.

Существенный момент проверки настройки: окончательный контроль должен выполняться не реже, чем через сутки после последней настройки, то есть когда будет практически закончен процесс релаксации механических напряжений и строй станет устойчивым.

Мастер по изготовлению голосовых планок показывает, как выпиливают голос в нужный тон впроцессе изготовления голосовых планок:

Источник: В.Г.Порвенков «Аккустика и настройка музыкальных инструментов», 1990г.

Источник

Adblock
detector