Данная статья является частью цикла статей «Fl Studio»
Перед началом чтения статьи скачайте этот проект => Fl_studio_Eq.
Эквалайзер (англ. Equalizer) или просто EQ. Это фильтр, фильтр частот. Звуки состоят из трёх основных видов частот:
Низкие — это басящие звуки типа удара бочки (Kick).
Средние — произнесите на распев буквы «Аааааа», «Ииии». Это будут звуки средних частот.
Высокие — букву «Ссссс». Это будет звук высокой частоты.
Если к примеру в басе присутствуют высокие частоты, а вам нужны только низкие, то здесь как раз и поможет эквалайзер.
Откройте скачанный проект и послушайте на первом паттерне инструмент Saw. В звуке этого инструмента присутствуют все виды частот. Внимательно послушайте его и запомните его звучание. Инструмент Saw маршрутизаирован на первый канал микшера. Откройте этот канал и вы увидите в нем 3 эквалайзера (Low, Mid, High). Поочерёдно включайте/выключайте каждый из эквалайзеров, вы услышите как они воздействуют на звук (фильтруют частоты).
Low — срезает все высокие и средние частоты.
Mid — срезает все высокие и низкие частоты.
High — срезает все средние и низкие частоты.
В литературе и при общении в интернете вы можете встретить такие сокращения названий частот:
Красная область — параметры настройки полос эквалайзера. Эти параметры можно настраивать наведя на них курсор мыши.
Зелёная — подъём/опускание общей линии эквалайзера.
Обратите внимание на эту часть эквалайзера , здесь выбирается типы фильтра. Для настройки нажмите по этому значку левой кнопкой мыши и не отпуская кнопки ведите вверх или вниз (см. картинку ниже):
Также изменить тип фильтра можно нажатием по его параметру правой кнопкой мыши:
Теперь обратите внимание на эту часть , здесь настраивается крутизна фильтра («резкость»). Для настройки нажмите по этому значку левой кнопкой мыши и не отпуская кнопки ведите вверх или вниз (см. картинку ниже):
Также крутизну фильтра можно настроить нажатием по его узлу на мониторе правой кнопкой мыши:
Встроенный анализатор в Fruity Parametric EQ 2 [ править ]
В этом эквалайзере присутствует анализатор частот (жёлто-красно-фиолетовые полосы при звучании звука):
Анализатор показывает количество и «мощность» частот присутствующих в звуке. Чем мощнее те или иные частоты тем желтее цвет, средняя «мощность» это частоты красного цвета, слабые частоты фиолетового цвета.
Перейдите на паттерн 2. На нём находится 2 инструмента Kick и Hat которые маршрутизированы на 2-й канал микшера. На этом канале стоит Fruity Parametric EQ 2. Послушайте пример находящийся на паттерне 2 одновременно смотря на эквалайзер. В результате вы увидите, что у Hat-а есть только высокие частоты, а у Kick-а есть низкие и немного средних. Попробуйте по эквализировать эти частоты и вы увидите как изменится отображение частот на анализаторе.
Виды эквалайзеров [ править ]
Fruity Parametric EQ 2 относится к параметрическим эквалайзерам:
Источник
Параметрические эквалайзеры в FL Studio
В комплект программы FL Studio входят параметрические эквалайзерыFruity Parametric EQ и Fruity Parametric EQ 2. В сегодняшней статье я расскажу о возможностях этих параметрических эквалайзеров.
О том, что такое эквалайзер, для чего он нужен и какие существуют типы эквалайзеров, читайте в моей статье «Эквалайзер – инструмент для сведения композиции» .
Напомню, что параметрические эквалайзеры имеют возможность выбора центральной частоты. Именно поэтому они получили такое широкое распространение.
Итак, давайте рассмотрим все параметры параметрических эквалайзеров программы FL Studio.
Fruity Parametric EQ
Этот плагин можно использовать, в случае если нет необходимости в очень точной настройке.
Fruity Parametric EQ имеет стандартные настройки такого типа эквалайзеров и плавный срез частот.
1. Тип фильтра:
Low pass – срезает высокие частоты от выбранной;
Band pass – срезает все частоты кроме выбранной полосы;
High pass – срезает все низкие частоты от выбранной;
Notch – полностью вырезает выбранную полосу;
Low shelf – мягкий срез или подъём низких частот от выбранной (шельфовый низкочастотный фильтр);
Peaking – усиливает или вырезает выбранную полосу;
High shelf — мягкий срез или подъём высоких частот от выбранной (шельфовый высокочастотный фильтр).
2. Регулятор уровня выбранной частоты (полосы частот). Регулируется в диапазоне от +18 до –18 дБ.
3. Регулятор для выбора частоты (в диапазоне от 10 до 16000 Гц).
4. Регулятор ширины пропускания фильтра (резонанс, добротность).
5. График, отображающий все изменения . С помощью него также можно изменять параметры эквалайзера, используя курсор мыши.
6. Регулятор уровня сигнала (общий уровень громкости).
Fruity Parametric EQ 2
Этот плагин является более продвинутым, нежели его собрат.
Fruity Parametric EQ 2 целесообразней использовать для более точной работы.
1. Разделение спектра на октавы (С1 – С9) и диапазоны частот (Low Bass – Treble).
2. Разделение спектра на точные диапазоны (от и до).
3. Тип фильтра (тоже, что и в Fruity Parametric EQ).
4. Крутизна среза фильтра .
Крутизну и тип фильтра можно выбрать, если навести курсор мыши на необходимый узел и нажать правую клавишу.
5. Регуляторы уровня выбранной полосы частот (±18 дБ).
6. FREQ – регулятор для выбора центральной частоты (от 20 Гц до 20 кГц).
7. BW – регулятор ширины полосы пропускания (резонанс, добротность).
8. Дополнительные опции:
— High precision monitor – увеличивает разрешение мониторинга за счет задержки отображения частот;
— About – информация о плагине;
HQ (oversampling) – использование передискретизации для улучшения качества звука;
View band tokens – отображение маркёров узлов;
Monitor – включение режима спектрального мониторинга (отображение спектра частот в области графика):
Off – режим мониторинга отключён;
Input – мониторинг входного сигнала;
Output – мониторинг выходного сигнала;
Compare – сохранение настроек эквалайзера для сравнения.
Настройте эквалайзер и нажмите стрелку вниз для сохранения. Далее измените параметры эквалайзера. С помощью кнопки двойной стрелки вы можете переключаться между первыми и вторыми настройками.
Используйте кнопки быстрого доступа для оперативной настройки эквалайзера:
Shift+правая клавиша мыши+движение влево/вправо или нажать на колесо мыши+движение влево/вправо, или навести курсор на выбранный узел+покрутить колесо мыши – изменение ширины пропускания фильтра.
Если сравнить эти параметрические эквалайзеры, то можно сделать вывод, что Fruity Parametric EQ 2 намного функциональнее. Я часто использую его в работе, так как он достаточно удобен, не нагружает процессор и даёт вполне приемлемый результат.
Источник
Сведение инструментов в Хип-Хопе
Сведение – это один из конечных этапов создания миксов. От этого этапа зависит очень многое, так как хорошее сведение может сделать из относительно простого трека очень интересный микс; плохое сведение может «убить» микс, свести на «нет» огромную работу по написанию.
Сведение в Хип-Хопе решает одну из ключевых ролей. В конечном счёте к этому не стоит относится только лишь, как к техническому вопросу, ведь это весьма тонкая работа, требующая творческого подхода.
В данной статье мы рассмотрим приемы и инструменты, которые помогут нам добиться плотного и живого звука. Например, возьмем бит в классическом стиле, который предоставил мой коллега Грязный Такт.
Сведение стоит начинать с баса, так как это основа всего микса, фундамент и его основная масса.
Бас может быть разным по происхождению. Он бывает гитарный и синтезаторный; еще выделяют саб-бас (относится ко второму виду).
Для данного трека был использован VSTi-плагин Trilogy, который имитирует бас-гитару. Мне нравится звучание, у него очень хорошая атака и мощный низ.
Выбрав пресет Electric Bass/Muted/Hip-Hip Muted/Hip-Hip Muted Full Range A, были произведены следующие настройки:
* — Элементы, выделенные красным, отключил и убавил на «ноль».
Начал Я обработку с сатурации, так как звук изначально очень сухой и чистый. Для этого использовал плагин Redoptor от D16 Group. Выбрав пресет Combo Emulated, выкрутил ручки FX на 50% и OutputVolume на 2.5db.
Далее идет мощнейший инструмент для обработки баса — Ampeg SVX от IK Multimedia — комбо-эмулятор; выбрал пресет Vintage Reggae 1 и сделал следующее:
Вслед за этим сделал фильтрацию высоких частот при помощи Fruity Parametric EQ 2, отрезав все от 250hz, и немного выделил эту область.
И, конечно же, компрессия. Бас обязательно надо немного «придавить», для того, чтобы выделить его мощь. Для этого отлично подходит Fruity Limiter в режиме Comp
Ratio – 20:1
Attack – 50ms
Release – 300ms
Treshold — -8db
Gain – 2-5db
На выходе «придавил» середину эквалайзером широкой полосой, немного сместил на левый канал, примерно на 5-7% и отправил на Send—канал с комнатным ревербератором, примерно на 10-30% на слух.
Вообще, многие начинающие или неопытные люди делают ошибку при реверберации. Они вешают этот эффект на каждый канал. Итог: наслоение хвостов, что приводит к «каше». Нет целостности помещения, все инструменты звучат отдельно и, вообще, это засоряет проект, дико нагружая вашу систему и мешая вам нормально работать.
Реверберацию стоит делать либо через групповые каналы, либо через посыл-каналы (Send). Это дает нам целостность картины и более ясное ощущения пространства.
Для реверберации Я использую пакет плагинов Lexicon PCM Native Reverb Plug-In Bundle. В нем присутствуют все виды ревербераторов и огромное количество пресетов в каждом из них.
Для ритм-рекции и баса Я использую «комнату». На посыл-канал вешаю LexRoom и направляю сигнал в него. Пример моих настроек:
Вслед за басом у нас идет ритм-секция. Вот тут все неоднозначно и просто.
В классическом Хип-Хопе используются аналоговые ударные: лупы, барабаны, драм-машины. Лично Я использую записи лупов с винила и виртуальные сэмплеры. В данном примере Я использовал 2 лупа, один из которых звучит чисто, но слишком сухо; второй имеет более «мясное» и «хрустящее» звучание, но не имеет плотного низа. Я вырезал из каждого лупа через виртуальный сэмплер основные элементы: бочку, рабочий, хэт и сделал лейринг, то есть совместил в один две бочки, два рабочих, два хэта, что дало мне жирные и мощные ударные, которыми Я и набил свою ритм-секцию.
Бочка, как и бас, — это основной элемент трека, он дает не только низ, но и задает ритм.
Начинаю Я с того, что фильтрую все, что находится выше 16000hz, так как бочка – это низкочастотный инструмент и все, что находится выше этого значения, нам не нужно и будет просто мешать. Отфильтровать можно любым фильтром или эквалайзером. Делать это стоит мягким срезом.
Эквализация бочки достаточно тонкая работа. Тут главное не сделать ее совсем плоской, но в то же время сделать ее чище, подчеркнув ее мощь.
В моем случае бочка имеет фоновый хвост, что дает атмосферы и грязи. Я специально не стал его срезать.
Эквалайзером срезал и убавил следующие области:
Срезал все, что ниже 40hz, — это саб и он в бочке, в принципе, не нужен и помешает нормальной компрессии.
Небольшой подъем в районе 50-80hz, — это сам низ бочки, его нужно подчеркнуть, но перебарщивать опасно, достаточно 1-3db.
В некоторых случаях стоит немного убавить в районе 200hz, — это частота часто создает гул. В моем случае это не больше 2db.
Крайней полосой Я убавляю все, что выше 250-300hz, примерно на 7-10db, так как часто использую бочки, вырезанные из лупов, и в них много посторонних шумов.
Также советую обратить внимание на области: 400-800hz и 2500-5000hz.
Компрессия бочки тоже вопрос не из легких, тут главное найти правильно время атаки, чтобы не убить ее. Советую выкрутить ручку Treshold и Ratio на максимум и найти время атаки на слух, обычно это 20-50ms. Далее можно продолжить настройку остальных значений.
В моем случае это:
Ratio – 7:1
Attack – 30ms
Release – 200ms
Treshold — -13db
Gain – 5db
На выходе немного убавил верх, после компрессии немного был слышен ненужный шум, немного впустил на правый канал на 5-7% и сделал посыл на комнатный ревербератор на 20-30%, на который послал бас. (см. выше)
Еще, советую во время написания партии, если это делается мышью, делать смещение относительно сетки, сделать небольшой грув. Это поможет немного выделить бочку в миксе.
Теперь у нас появилась проблема: частотный конфликт между басом и бочкой.
В живой музыке это решается эквализацией, но в электронной музыке данный способ малоэффективен. В танцевальной музыке есть прием — Сайдчейн. Он заключается в изменении уровня громкости баса во время удара бочки. Я не буду вам подробно описывать этот прием, так как в сети есть много материала по этому поводу, да и способов великое множество, как и программ, в которых вы работаете и везде это делается по разному.
В моем случае Я сделал Сайдчейн через эквалайзер, а не через ручку громкости канала или ручку Gain в компрессоре, как правило.
То есть Я задействовал только первую полосу, а не всю громкость в целом, что делает этот эффект не таким заметным, что в нашем случае и не нужно.
Перейдем к обработке рабочего барабана.
В моем треке используется очень грязный рабочий, с примесью тарелки и с явным хвостом.
Я сделал только подрез низа, немного подчеркнул сам удар в районе 130-200hz, немного добавил середину в районе 2000hz на 2-3db, добавил верхнюю середину в районе 6000hz на 3-5db и убивал высокие.
Это сделало наш рабочий четким и хлестким.
На выходе немножко убавил верх, немного поднял середину в районе 1500hz. Немного убавил сам эквалайзер ручкой FX до 90% на слух, для того,чтобы он не так сильно изменял звук, сместил немного на левый канал, примерно 7-10% и «послал» в «комнату», куда ранее направил бас и бочку (см. выше), примерно на 5-10%.
В данном случае ничего больше мне не понабилось. Я не советую сильно нагружать эффектами и искажать ударные, но об этом позже.
Хэты… хэты… хэты… хэты… ))
Их звучание зависит не от обработки, а в основном от написания и подборки подходящих сэмплов и только от этого.
Советую настоятельно посмотреть небольшой фильм «Программирование барабанов» от Андрея Скидана, где подробно описывается этот процесс, он есть на просторах интернета и всеми любимого YouTube.
От себя могу сказать, что хэты нужно сместить относительно сетки и поиграться с силой нажатия, а не выстраивать какие-то непонятные рисунки, чем грешат многие.
Пример моей партии:
Как вы видите, все удары Я старался делать немножко мимо сетки и достаточно заметно поработал с силой нажатия каждого «блока», что сделало мою партию живой и даже немного драйвовой.
Перейдем к обработке.
Тут все предельно просто. Эквалайзером убрал весь ненужный низ – 150-200hz плавным срезом, немножко еще придавил в районе 150, 600, 3000hz примерно на 1-2db и немножко прибавил в районе от 5000hz на слух.
На выходе сместил хэты направо, примерно на 10-15% и отправил на посыл «комнаты», куда отправлял все ударные и бас (см. выше), примерно на 50-70%, что дает нам пространства, а это очень важно для тарелок.
Теперь элементы нашей ритм-секции обработаны, они звучат чисто, мощно и объемно, НО это только половина пути.
В классическом Хип-Хопе очень ценится аналоговое звучание ударных. Такое звучание давали драм-машины и сэмплеры от фирм Akai и Roland. Их звучание стало эталоном всей бит-музыки. Они придавали ударным свой неповторимый характер путем насыщения и искажения сигнала на выходе. Но в цифровой среде этого не происходит, ударные остаются плоскими, потому что они не проходят через «железо».
Начнем с того, что мы объединим все ударные в один групповой канал, где и будем насыщать их.
Первым делом Я вешаю небольшой плагин Vinylizer. Он имитирует звучание винила.
Ручка Decenter имитирует неровную поверхность пластинки, немного «жует» звук.
Я выкручиваю этот параметр на 50-100% на слух.
Ручка Dust добавляет шипение винила. Оно нам не нужно.
Ручка High damage искажает высокие частоты.
Этот параметр Я выкручиваю на 3-4%. Этим не стоит увлекаться, все должно быть в меру. В некоторых случаях можно выкрутить его на 10-15%, что дает нам эффект Lo-Fi.
После него обычно использую мною любимый Redoptor и пресет Combo Emulated.
Ручка FX – 5-15% на слух.
Далее Я использую iZotope Ozone 5 Exciter. Он делает звук ярче, но не искажает его.
После него ставлю еще один любимейший плагин от D16 Group – Decimort. Очень интересный пресет Old Timer. Он очень круто старит звук, очень мягко фильтруя высокие частоты. В общем, словами не описать, это нужно слышать.
FX: 40-50%. Output Volume: на слух.
Следующим в цепочке идет CamelCrusher – весьма интересный бит-крашер, включающий в себя: сатуратор, фильтр высоких частот, компрессор. В каждом из этих элементов минимум ручек, что делает работу с ним очень легкой.
Distortion:
Tube: 0%
Mech: 2-3%
Filter:
Cutoff: 7000-9000hz
Res: 5-10%
Compressor:
Amount: -7-10db
Phat Mode: off
Master:
Volume: на слух
Mix: 80-100%
Последним в цепочке Я ставлю комнатный ревербератор LexRoom.
На выходе Я подкорректировал встроенным эквалайзером следующие области:
1500hz, что сделало ударные ярче и четче, примерно на 3-7db.
Приподнял высокие и низкие частоты на слух.
Для добавления атмосфера Я сделал еще посыл-канал, на который я послал:
Хэты на 5%.
Рабочий на 20-30%.
Бочку на 5-7%.
На него я повесил эффект Холла – LexHall.
На этот же канал повесил сатуратор Redoptor, что хвост от Холла сделал ярким и шлепающим, это создало очень интересный эффект.
Сам посыл-канал убавил до 80%, чтобы этот эффект не был таким навязчивым.
Мы можем открывать шампанское и начинать праздновать. Ведь мы проделали немалую работу. Мы сделали наш бас и ударные мощными, объемными; насытили и исказили сигнал, добившись этим целостного, аналогового, живого, теплого и яркого звука
Теперь нам осталось обработать сэмпл.
Тут Я не могу дать конкретных советов, так как сэмплы бывают разные, разные инструменты, разные источники, наличие ударных и так далее. И единственное, что Я могу сказать о работе над сэмплами: обязательно переводите их в моно, ударные в том числе, так как вам позже будет сложно скорректировать их положение в пространстве и вы получите проблемы с фазой, что никому не нужно.
В моем случае сэмпл довольно разряжен, клавиши с фоновой скрипкой и очень тихими тарелками.
Начинаю обработку с сатурации, использую тот же плагин и пресет, что и на басу (см. выше), чтобы сэмпл хорошо сочетался с нашими ударными, но настройки Я сделал мягче, дабы сильно не искажать. FX примерно 15-20%.
Далее идет эквалайзер. Тут нельзя сказать что-то конкретно, надо смотреть по обстоятельствам.
Могу выделить следующие области:
Стоит отфильтровать все, что находится ниже 100-200hz. Эта область будет сильно конфликтовать с басом и ударными.
250hz – эта область часто создает гул и грязь. Обычно Я достаточно сильно опускаю это место. Кстати говоря, если опустить эту область на голосе, он станет прозрачнее.
500-700hz – эту область можно немного опустить, что в будущем нам освободит место для вокала.
1000-2000hz – эту область можно прибавить, это сделает сэмпл ярче, но нужно смотреть по случаю.
Стоит отфильтровать высокие, там находятся шумы и тарелки. Обычно Я срезаю все от 3500-5000hz.
Стереорасширение Я делаю разделением и задержкой между каналами при помощи:
Phase offset: 0.1ms right
Далее можно добавить Delay. Этот эффект есть во всех программах, в стандартном наборе.
Главное, учтите, не стоит чрезмерно его накручивать. Достаточно того, чтобы он был еле слышан. Этот эффект придаст объемам и сделает наш сэмпл более глубоким.
И в конце Я сделал реверберацию. В моем случае отлично подошел пресет Larde Hall (Dark) в LexHall. Скорректировав частотные характеристики реверба, Я получил очень глубокое звучание.
На выходе обычно убавляю высокие и расширяю стереобазу, дабы усилить глубину. Это уже сугубо на слух.
Можем послушать, что вышло: sample до и sample после
И теперь мы можем послушать результат нашей работы целиком: instrumental
На этом сведение инструментала завершено. Можно сделать его аранжировку или записать вокал и позже отправить на мастеринг.